Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 3 класс » Закрепление знаний о типах склонения имен существительных |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Закрепление знаний о типах склонения имен существительных |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
3-й класс (1-3), 4-й класс (1-4)
Тема. "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных". Цель. Совершенствование умения определять типы склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщение знаний о склонении имен существительных; воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда: развитие логического мышления. Оборудование . Таблицы "Три типа склонения имен существительных". "Как определить склонение"; гербарий "Рожь, ячмень, пшеница" дифференцированный тест по теме урока. Ход урока I. Организационный момент II. Чистописание На доске: Элементы буквы х, соединение хлх лхл Дети прописывают две строчки по образцу. III. Словарная работа На доске: Хлебороб хозяйство хлеб У. Какое слово можно назвать лишним? Д. - Лишнее слово хлеб, так как состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство из –из трёх. -Лишнее слово хозяйство, так как слова хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять. - Лишнее слово хозяйство еще и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные. - Лишнее слово хлебороб, так как оно обозначает одушевленный предмет. У. Найдите и объясните орфограммы в этих словах. Хлебороб-хлеб, хлеборобы, хозяйство - словарное слово; проверяем: хлеб-хлеба. IV. Орфографическая разминка V. Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб. На доске: Хлебороб Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастет зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнет жатву. Выйдут в поле комбайны, и польется в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почетен труд хлебороба. Как думаете, много сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб? Д. Да. У. Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения. (Учитель раздает индивидуальные карточки ученикам, быстро выполнившим задание, надо определить падеж выделенных существительных.) V. Сообщение темы и целей урока V. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имен существительных. Будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о склонении имен существительных, VI. Определение склонения имен существительных в начальной форме У. Какие растения выращивают хлеборобы? Д. Пшеницу, рожь, ячмень, овес, npoсо, гречиху. У. Распределите названия растений по склонениям. (Названия растений напечатаны на отдельных карточках, а с обратной стороны написана информация об этих растениях. Ученик берет карточку, читает название растения и информацию о нём определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике. Д. Ячмень - из ячменя получают перловую крупу, кормят скот, используют для приготовления пива. - Овес - овес выращивают главным образом на корм скоту. Его зерно очень питательно, из овса получают крупу, овсяные хлопья. - Просо - из проса получают пшено -крупу для каш. - Пшеница - из пшеницы делают муку для белого хлеба, манную и пшеничную крупы. - Рожь - из ржаной муки пекут черный хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормилицами человека. - Гречиха - гречневую кашу пробовал каждый. Гречиха высококалорийная культура, в ней много белков, углеводов, жиров и витаминов. Из нее даже делают лекарство, а гречишный мед очень полезен. На доске: 1-ое 2-ое 3-ое скл. скл. скл. пшеница ячмень рожь гречиха овёс просо У. Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонениям? Д. К 1 -му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями а, я. - Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями о, е, мужского рода - без окончаний. — К 3-му склонению относятся существительные женского рода без окончаний. VII. Определение склонения имен существительных в косвенных падежах У. Долгое время главным хлебом русских была рожь, так как она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились ученым для выведения холодоустойчивых сортов пшеницы, чтобы получать богатый урожай. На индивидуальных карточках у вас записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение. Пшеница 1-е скл Много земли засевает человек, пшеницей. В нашей стране посевы добираются до Мурманской области. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупы. Рожь 3 скл. В начале осени поле засевают рожью. Скоро поле покрывается густым зелёным ковром. Рожь не боится трескучего мороза, засыпает под снегом на зиму, чтобы, весной, как только пригреет солнышко, расправить листики, а в июле, августе порадовать людей урожаем. У. Возьмите карточки с цифрами скажите, какое склонение у существительного из первого текста. Д.1-е склонение. У. Какое склонение. У существительного из второго текста? Д. 3-е склонения. У. Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже? Д. Надо поставить существительное в именительный падеж, затем воспользоваться таблицей "Как определить склонение". VIII. Списывание с выполнением задания У. Почему же именно про хлеб говорят - "всему голова"? (Дети высказываются.) Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. Он сам -пища. В хлебе - нелегкий человеческий труд. Поэтому необходимо уважительно, бережно относиться к хлебу. Между тем нелегкий труд вложен во всякую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Огня. Воды и Зерна. А Огню. Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами , сочиняли о них стихи. Познакомимся одним из стихотворений о хлебе. (Один ученик читает стихотворение.) На доске: Хлеб Люди хлеб в п__лях лелеют, Сил для хлеба не жалеют, Пашут каждую в__сну, Подымают целину. Сеют, жнут, н__чей не спят... С детства знай, как хлеб растят. - Спишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение этих слов. {Дети выполняют задание.) IX. Письмо по памяти У. Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами. Д. Полях - 2-е склонение, весну - I -е склонение, ночей - 3-е склонение. У. Зерно - показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья. Они символизируют труд, богатство и плодородие. Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб - это символ богатства и труда. Прочитайте пословицы, записанные на доске. Д. Хлеба край - и под елкой рай. А хлеба ни куска - и в тарелке тоска. - Хочешь сеть калачи, Не сиди на печи. - Хлеб - всему голова! - Без соли невкусно, Без хлеба несыто- - Без печки холодно Без хлеба голодно. У. Выберите пословицу, которая больше нравится. Прочитайте её несколько раз, выучите. (Дети выполняют) Запишите пословицу, которую запомнили, укажите склонение существительных. Х. Самостоятельная работа У. А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме "Склонение имен существительных". Вам предлагается ответить . на вопросы теста. (Учитель раздает карточек заданиями 1-го и 2-го вариантов.) Тест Вариант I 1. Выбери правильный ответ. Склонение - это изменение имен существительных: а) по числам, б) по падежам, в) по родам. 2. Вставь нужную цифру: _скл. __скл. __скл. м.р. ср. ж.р. м.р. ж.р. о е а я 3. Выбери правильный ответ. Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в: а) Р.п. мн.ч.; б) И.п. мн.ч.; в) И.п. ед.ч. 4. Укажи падеж: кем? чем?_____ кому? чему? ______ о ком! о чем______ 5. Укажи склонение: степь, поле, пустыня. Ответы: 1-б; 2-2-е скл., 3-с скл,. 1-е скл.; 3 - в; 4 - Т.п., Д.п. и П.п.: 5 - 3-е скл., 2-е скл., 1-е скл. Вариант II (п. 1-3 см. вариант I) ' 4. Укажи падеж: степью, к полю, в пустыне. 5. Укажи склонение: степью, к полю, в пустыне. Ответы: 1-3 - см. вариант I; 4 - Т.п., Д.н., П.п.; 5 - 3-е скл., 2-е скл., 1-е скл. XI. Итог урока У. Вы хорошо работали, были активны. Мне понравились ваши устные ответы. Оценки за тесты вы узнаете на следующем уроке. XII I Домашнее задание С. Куданкина с. Возжаевка Амурской области Пожалуйста, оцените конспект - Закрепление знаний о типах склонения имен существительных: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9512 |
Конспект прислал: admin 10 октября 2008 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||