Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения:"В.Высоцкий "Он не вернулся из боя" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
![]() |
Конспект урока литературного чтения:"В.Высоцкий "Он не вернулся из боя" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Литературное чтение 3 класс
Учитель начальных классов Петрова Валентина Николаевна СШ № 53, г. Актобе Тема: В.Высоцкий «Он не вернулся из боя» Цель: - Используя стихи, прозу, чтение наизусть, пересказ, сочинение вспомнить героев ВОВ. - Научить передавать чувство скорби, трагизм в выразительном чтении. Задачи: а) - воспитывать молодое поколение на подвиге дедов и отцов; - воспитывать непримиримость к войне, насилию, несправедливости ; - учить чувствовать боль другого человека от потери друга. б) - учить содержательному анализу произведения; - познакомить с творчеством В.Высоцкого; в) – развивать память, монологическую речь; - продолжить работу по развитию навыков беглого выразительного, осознанного чтения. Методы обучения: словесный, практический, наглядный, репродуктивный, поисковый. Оборудование: плакат «Проводы сына», тематическая выставка «Книги о войне», высказывание о воине- победителе. Магнитофон, аудиозапись песен «Священная война», «Давным-давно», «Журавли», стихотворения Высоцкого «Он не вернулся из боя», видеомагнитофон, видеозапись «Высоцкий о себе», презентация, боевые награды ветерана ВОВ Ахмагамбетова, «Они живут среди нас» (материал о ветеранах ВОВ), Макет памятника «Родина помнит!», пословицы о героизме, дружбе, сердечки с пожеланиями. Ход урока I. Орг. начало II. Объявление темы (на фоне звучания песни «Давным-давно») Учитель. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Хотя прошло уже 65 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. И сегодняшний урок литературного чтения – урок памяти о людях павших в годы войны. В течение урока я смогу выразить лишь благодарность за проникновение этим чувством. Дети. Твардовский . Война – короче нету слова. Война -печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. III. Вступительное слово учителя. Учитель. 22 июня самый длинный день. Сочетание трех мирных слов. Самый длинный день. А когда произносишь, получается как-то тревожно. Будто 6 лет прошло, а не 60. Самый длинный день, самая короткая ночь. Именно в эту ночь 1941 года фашистская Германия вероломно напала на территорию Советского Союза. Звучит песня «Священная война» (На фоне песни ученица читает стихотворение В.Фирсова «Война была священной») Война была священной. В этом Не усомнится даже тот, Кто прилетев с другой планеты. Земли историю прочтет Прочтёт о том, как под луною Страна возмездием Война священна если Зоя Не дрогнув к виселице шла Война священна. И Матросов Всем сердцем лёг на пулемет О сколько русых и курносых Во имя жизни смерть возьмет IV. Проверка домашнего задания. При подготовке к сегодняшнему уроку класс был разделён на 5 групп. Каждая группа получила своё задание. 1группа – готовила чтение наизусть стихов о войне 2 группа – должна была составить план к рассказу Козыбаева и Честнова «Маншук» 3 группа – готовила сообщение и сочинение об Алие Молдагуловой. 4 группа– получила задание найти пословицы о Родине, о смелости, а так же найти материал о Владимире Высоцком. 5 группа – получила задание сделать подборку книг о войне. На протяжении урока каждая группа будет работать с оценочным листом. В конце урока вы должны будете написать отзыв об уроке. Дети. Вся Родина встала заслоном, Чтоб биться с врагом до конца, Ведь рубеж твоей обороны Идёт через наши сердца! Идёт через грозные годы И долю народа всего, Идёт через сердце народа И вечную славу его Идёт через горе людское, Идёт через все города, И всё это, братцы, такое Что враг не поймет никогда. Учитель. В жестокой схватке с фашизмом, беззаветную преданность народу, любовь к Родине, героизм проявили воины армии и флота, труженики тыла. Мы вечно будем хранить в памяти имена сынов и дочерей, отдавших свою жизнь за Родину, за наше счастливое детство. Более 20 миллионов людей погибло в той страшной войне. Дети. Ученик в военной форме читает стихотворение Твардовского. Я убит подо Ржевом В безымянном болоте В пятой роте, На левом При жестоком налете. Я не слышал разрыва Я не видел той вспышки Точно в пропасть с обрыва И ни дна, ни покрышки. Учитель. Вспомним имена не пожалевших жизни своей за Родину. Герой Советского Союза – Алия Молдагулова. Дети: 1. Пересказ статьи из учебника «Литературное чтение» страница 275 2. Алие посвящены песни, стихи, сняты фильмы Стихотворение Саги Жиенбаева «Алия» прочитает_____________________________________ Песни поет народ: Девушка Алия, Яркой звезды восход – Краткая жизнь твоя. Юный твой чистый лик В мраморе повторят. Как Алатау, велик Подвиг твой, Алия! Гулко в родной земле Сердце твое стучит, Облаком в вышине Имя твое летит. Степь по весне цветет Красным, как кровь твоя Песни поет народ: - Девушка Алия. Учитель: 29 марта наш класс ездил в музей Алии Молдагуловой, и у вас было задание напи-сать сочинение о своих впечатлениях после посещения музея. Дети. Слушание сочинений. Учитель. Герой Советского Союза - Маншук Маметова. 2 группа получила задание подобрать название к рассказу Козыбаева и Честнова ”Маншук” , составить план, подготовить пересказ по плану. Учитель. Как по вашему можно озаглавить рассказ Козыбаева и Честнова ? Дети. “ Подвиг дочери Казахстана.”, “Прекрасен подвиг во имя Родины”, “За Родину мать!” Учитель. Прочитайте план, который вы составили Дети читают план. Учитель. Согласны ли вы с планом, который составили ребята? Учитель вывешивает план на доску. Учитель. У вас было задание подготовить пересказ по плану: 1. Детство Маншук 2. Она должна защищать Родину. 3. Последний бой Маншук.(3 ученика пересказывают по плану) Ученица читает наизусть стихотворение Макжана Жумабаева «Забудут люди, но помнят потомки» Учитель. В нашем маленьком селе тоже живут люди, которые добывали победу в бою и в тру-де, люди, которые не думали о том, останутся ли они живыми после боя, доживут ли они до победы. Это... ( Дети показывают фотографии и кратко рассказывают об их боевом пути) Буцко Николай Григорьевич Жандина Евдокия Степановна Мухамбетов Нурдаулет Шаповалова Анна Инжеватов Филимон Пшибаев Бахиткерей Байгужинов Айтуган. и еще 34 ветерана и 37 тружеников тыла. V. Физминутка. VI. Работа над новой темой. Учитель. 1.Боль потери коснулась не только родных и близких павших смертью храбрых, эта боль прошла через сердце каждого человека. Боль войны прошла и через сердце Владимира Семёновича Высоцкого. 2. Небольшое сообщение о жизни и творчестве Владимира Высоцкого подготови-ла_________ Дети. Биографическая справка. Учитель.3. А сейчас просмотрим видеозапись, где Высоцкий рассказывает о себе, о своём творчестве 4. Он никогда не был на войне, но прочувствовав и представив весь её ужас он написал много песен и стихов. Люди, которые слышали его песни и стихи, писали ему письма, узнавая в них своих друзей. «А помнишь Володя?...» - обращались они к автору. 5. Целевой вопрос. Учитель. Послушайте одно из произведений В.Высоцкого о войне «Он не вернулся из боя» и ответьте на вопрос. - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? 6. Чтение стихотворения учителем (из книги “Память”) 7.Проверка восприятия: - Какое чувство вызвало у вас стихотворение? Дети. Ощущение грусти, потери друга Учитель. Думаю,что при подготовке к следующему уроку вы сможете передать эти чувства. 8. Первичное чтение учащимися. Учитель.Сейчас мы вместе прочитаем это стихотворение.Вслух будет читать_____________, а остальные про себя. Дети читают стихотворение. 9. Анализ произведения. Учитель.По своей форме стихотворение Высоцкого – монолог бойца о товарище убитом во время боя. Оставшийся в живых друг полон горя и тревоги, не находит себе места, всё вокруг ему кажется изменившимся, потускневшим. Учитель.С чем поэт сравнивает потерю друга? Дети. Для меня словно ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя. Учитель. Потерю друга поэт сравнивает с потухшим от внезапного ветра костром. Когда си-дишь возле него, не замечаешь его тепла и света, но стоит огню погаснуть, как на душе стано-вится неуютно. Еще труднее привыкнуть к мысли о том, что друга уже нет. Учитель. Каждая строфа заканчивается одной и той же фразой. Какой? Почему? Дети.(отвечают)Чтобы усилить трагизм потери друга, мысль о потере друга. Учитель. Как автор относился к другу, когда тот был живым? Прочитайте. Дети. Он молчал невпопад и не в такт подпевал Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал. Учитель. Какие сравнения использует автор? Дети. Человек погибает, а природа все та же. Вырвались слова будто из плена весна Павшие, как часовые. Учитель. Как вы понимаете эти строки? Наши мёртвые нас не оставят в беде Наши павшие, как часовые. Дети. Погибшие солдаты всегда будут напоминать о том ужасе войны, который не должен по-вториться. Учитель. Высоцкий подчёркивает обыкновенность солдата погибшего в бою, не упоминается о его наградах, званиях. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Но он отдал свою жизнь ради спасения жизни на земле, ради торжества гуманизма, поэтому он достоин славы и уваже-ния. Учитель. Эти стихи положены на музыку, и сейчас мы с вами прослушаем запись песни в ис-полнении самого Владимира Семёновича Высоцкого. Учитель. О дружбе, смелости, любви к Родине есть много пословиц. 4 группа получила задание подобрать пословицы. Учитель. Сейчас ребята будут говорить начало пословицы, а остальные группы и наши гости должны будут продолжить её. Дети.: Ради друга и жизни не жалей. Чем с позором бежать, лучше геройски умереть. Любовь к Родине – героизм рождает. Крепости покоряются отважными. Высокого подвига, никакие горы не заслонят. Кто за Родину горой – тот истинный герой. Кто Родине изменяет, того народ презирает. Джигита доля – за Родину стоять. Учитель. Тема войны нашла отражение в произведениях писателей и поэтов. 5 группа получила задание сделать подборку книг о войне. Сергей Баруздин ”Шёл по улице солдат” Юрий Яковлев ”Где стояла батарея” Николай Камбулов “Город- герой Новороссийск” Джамбул Джабаев “Ленинградцы, дети мои” Валентин Катаев “Сын полка” Сусанна Георгиевская “Галина мама” Елена Благинина “Почему ты шинель бережёшь?” Евгений Кузнец”Воздушная тревога”(учитель знакомит детей с произведениями) Подведение итогов. Учитель. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Ответы детей, рассказы о своих дедушках Дети. Чтение стихотворения М.Львова «Поклонимся великим тем годам» Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мёртвым и живым . Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся друзья. Всем миром, всем народом, Всей землёй Поклонимся за тот великий бой. Звучит песня «Журавли» Учитель. Пусть во всех наших делах стократ повторятся подвиги героев. Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед светлой памятью. И пусть всегда нас волнует вопрос достойны ли мы памяти павших. Эта память, гордость, благодарность навсегда останутся в нашей памяти и в наших сердцах. И сегодня частичку нашего сердца мы дарим вам. Дети дарят сердца с пожеланиями гостям VII. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Он не вернул-ся из боя», прочитать биографию Владимира Высоцкого VIII. Рефлексия. (работа с оценочными листами) Достигли ли мы цели поставленной перед собой, чему научил нас урок? Дети. Учитель. Сегодня, в День защитника Отечества. Мы вспоминаем, говорим: Отцы Отчизну сберегли в бою, И мы в час испытаний не согнемся! Мы, защищая Родину свою, Быть в боевой готовности клянемся. Дети. Клянемся! Клянемся! Клянемся! Звучит песня военных лет Авторские права: Петрова Валентина Николаевна СШ № 53,г.Актобе Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения:"В.Высоцкий "Он не вернулся из боя": |
|
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
169 |
Конспект прислал: valensia.2011 24 июня 2011 Комментарии (0) |
![]() |
![]() |
|
Информация | ![]() |
|
![]() Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||
![]() |
![]() |