Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть русский видео

Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Комплексное социально-психолого-педагогическое диагностирование как условие эффективной работы классного руководителя и социально-педагогических служб


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Комплексное социально-психолого-педагогическое диагностирование как условие эффективной работы классного руководителя и социально-педагогических служб


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Социальные проблемы современной молодежи способствуют приоритетному выбору ранней трудовой деятельности (коммерция, подсобные работы) и даже противоправного и преступного поведения (наркомания, проституция, разбои, воровство, хулиганство и т.д.) как альтернативы обязательному образованию. Растут алкоголизация и наркотизация подростков. Все большее распространение получает детская проституция, половая распущенность, венерические заболевания. Психологию подросткового поколения сегодня характеризует повышение уровня потребительства, духовная пустота и другие негативные черты. Этому в значительной степени способствуют вал насилия, жестокости и бескультурья, захлестнувший электронные и печатные СМИ. Результатом этого явления проблема возрастающей агрессивности поведения современных детей и подростков, ответственности за судьбу страны.
Беспризорность и безнадзорность детей связаны с отсутствием достаточной государственной заботы, равнодушием и невнимательным, а порой и безответственным школы и семьи к воспитанию несовершеннолетних. Одна из причин, вызывающих рост девиантного поведения подростков – нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность.
Анализируя место и роль детей в нашем обществе мы приходим к выводу: они стали жертвами экономических и политических реформ. В связи с этим возникла необходимость в оказании социально-педагогической и психологической помощи подросткам непосредственно по месту их учебы.
Весьма сложно определить девиантное поведение у подростков. Трудность связана с тем, что девиантность является относительной характеристикой и определяется в соответствии с нормами, которые сами по себе весьма размыты и часто вызывают разногласия.
Одним из самых распространенных следствий нарушения социализации личности является возникновение отклонений в поведении подростков. К наиболее выраженным проявлениям девиации относится делинковентное (противоправное) и девиантное поведение – отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. Разновидности такого аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать суициды, сексуальные извращения и т.д.
Работая в напряженном режиме, педагогические коллективы многих школ сталкиваются с нарастающим неблагополучием в сфере детства: увеличение детской смертности (в г. Тольятти за 2011 год покончили жизнь самоубийством 17 подростков ), погибли в драках, от наркотиков и т.д. более 80 человек; ухудшение физического и психологического здоровья детей, их питания, быта и досуга; увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства; жестокое обращение с детьми и насилие над ними.
На примере одной из Тольяттинских школ, где обучается 670 учащихся (на учете стоят 24 семьи, как неблагополучные; в этих семьях воспитывается по 2-3 ребенка), можно увидеть причины неблагополучия: алкоголизм, наркотизация родителей, отсутствие постоянного места работы; жестокое обращение с детьми как следствие насилия детей; недоедание, отсутствие условий для отдыха и выполнения уроков. Такие дети с раннего возраста употребляют табак, алкоголь, не посещают школу, с очень низким уровнем интеллекта, ограниченным словарным запасом; склонны к бродяжничеству. Часто полиция таких детей находит среди ночи в подвалах, на чердаках.
Вряд ли найдется педагогический коллектив, который сможет снять эти проблемы без помощи специалистов социально-педагогической службы. К сожалению, в школе имеют место случаи ограниченности добрых, эмоциональных межличностных отношений между учителем и учениками, наблюдаются сложность отношений в классном коллективе, многообразные конфликты.
Именно социальный педагог должен оказывать психологическую помощь учителю, именно он в состоянии предотвратить нарастающий конфликт между учителем и учеником, учителем и родителями.
Диагностическая функция – исходная в деятельности социального педагога. Ее реализация начинается с комплексного социально- психолого-педагогического диагностирования, которое требует серьезного анализа и интерпретации полученных результатов. Социальный педагог диагностирует развитие личности ребенка в социальной среде, особенности влияния этой среды на социализацию ребенка, ее позитивные возможности, негативные явления, а затем, осуществляя прогностическую функцию, проектирует деятельность всех субъектов социального воспитания.На основе мониторинга социальный педагог способен скоординировать позитивные влияния всех субъектов социального воспитания с целью оказания комплексной (социально-психолого-педагогической) профессиональной помощи ребенку и его личностному развитию, успешной самореализации в процессе социализации.
Определить сущность и место диагностической и прогностической функций в системе работы социального педагога следует, придерживаясь следующей логики: изучать, чтобы знать; знать, чтобы понимать; понимать, чтобы помочь.
Далее необходимо апробировать пакет методик, позволяющих изучить личность ребенка, определить его положительный потенциал и «проблемное поле», социальный статус, особенности его семьи, референтных лиц с позитивным и негативным влиянием; выявить влияние инфраструктуры микрорайона и других социальных факторов, влияющих на его развитие и социализацию.
Чем большими воспитательными возможностями располагает образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка, опираясь на его субъективный опыт, накопленный им в семье, в общении со сверстниками, в реальном взаимодействии с окружающим миром.
Дезадаптация в одной из сфер отношений заставляет ребенка остро переживать свою несостоятельность, которую, однако, он может компенсировать успехами в других сферах. Дезадаптация в двух сферах одновременно обязательно сопровождается проблемами в личностном росте ребенка. Дезадаптация в трех сферах создает условия, препятствующие развитию личности. Поэтому обработка данных, полученных в результате исследования, позволит:
1. выявить положительный потенциал личности подростка;
2. определить, есть ли у ребенка проблемы и каковы их причины;
3. обратить внимание, есть ли сложности в психологическом, физиологическом развитии;
4. выявить с помощью социометрии, других методик референтных для учащихся лиц (в классе, семье, школе, в среде неформального общения), которые могут помочь в решении возникших проблем, поиске выхода из конфликтных ситуаций.
5. определить «поле общности» с ребенком, что вас объединяет, чем похожи. Это позволит лучше понять ребенка, наладить контакт с ним.
Оформить свои наблюдения, результаты анализа и рекомендации по следующему образцу.

Общие сведения о ребенке.
Ф.И.О._________________________________________________
Возраст_______________
Класс_________________
Сведения о семье (состав, тип)_____________________________
Участие в кружках, спортивных секциях, клубах______________
Выполнение поручений___________________________________
Индивидуально- психологические особенности.
Преобладающий тип темперамента______________________________
Самооценка_________________________________________________
Направленность личности______________________________________
Доминирующие каналы восприятия информации__________________
____________________________________________________________
Влияние социальных факторов на развитие личности и социализацию (микро-,мезо-, макро-, мегафакторы).
Карта личностно-ориентированного взаимодействия.
Рефлексивный самоанализ по созданию и реализации социально-педагогических ситуаций.

Характеристика
личности
с ориентацией
на положительное Проблемное поле личности Референтные лица в социуме Полне общности
(педагога и воспитанника) Пути взаимодейст-вия с целью личностного развития и успешной социализации воспитанника
«Ты – индивидуальность, в тебе много хорошего…»
ценности
идеал
стремление
интересы
достоинства
личности
«Я помню, что тебе трудно…»
- проблемы индивидуаль-ных психологичес
ких особенностей
- проблемы в межличност-ных отношениях
со сверстниками
- трудности в обучении
- отклонения в состоянии здоровья
- проблемы в семье «Нам с тобой помогут…»
- лицо с позитивным влиянием (следует выделить и лица с негативным влиянием) «Нас объединяет..»
- интересы
- направлен-ность
- общая деятельность
- общие проблемы
- пережитое время Эта графа заполняется при изучении практической коррекционной и др. функций

Обеспечить успех во взаимодействии с ребенком поможет соблюдение следующих условий
принятие воспитанника как полноценного партнера;
вера в возможности и способности ребенка к самосовершенствованию;
опора на положительное в личности ребенка;
установление доверительных отношений в общении с воспитанником;
понимание душевного состояния ребенка;
знания и учет его особенностей.
После того , как вся информация будет обработана, социальный педагог может проводить работу по следующим направлениям:
определение уровня школьной мотивации
положение учащихся в системе взаимоотношений в классе
О том, насколько важна диагностика в образовательном учреждении, говорят факты, полученные путем экспресс-опроса подростков.
Самооценку личности воспитанника можно узнать по фактам, полученным путем экспресс-опроса.
Предложение завершить фразу: «Я ощущаю себя в этом мире…»
Ответы детей:
- «мусором»;
- «камнем, который все пинают»;
- «бревном, потому что все от меня отворачиваются»;
- «зверем, загнанным в угол»;
- «опавшим листом»;
- «боксерской грушей»и т.д.
Ответы детей дают почву для размышлений педагогам и специалистам социально-психологической службы. Помочь ребенку разобраться в его проблемах, дать возможность почувствовать, что ты кому-то нужен – это и есть одна из главных задач специалистов службы.
Методика «Недописанный тезис».
Эта методика позволяет определить убеждения окружающих, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка в процессе его социализации.
Допишите следующие утверждения:
Я был воспитан с убеждением в том, что
СЕМЬЯ - это…
РАБОТА – это…
УЧЕБА – это…
МУЖЧИНА – это…
ЖЕНЩИНА – это…
ДЕТИ – это…
УСПЕХ – это…
ДЕНЬГИ – это…
Ответы:
Семья – это тюрьма, в которую не хочется возвращаться; у меня нет семьи; моя семья – это пацаны и улица.
Работа - пусть дураки работают, а я буду с них собирать деньги.
Деньги - это власть, сила, смерть.
Учеба – я ненавижу школу, готов ее взорвать, учеба занимает кучу времени, лучше я проведу это время с друзьями или за компьютером; я хотел бы хорошо учиться, но у меня не получается.
Успех – когда у тебя много денег; это известность и популярность; когда тебя боятся и уважают.
Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих. Проанализировав для себя полученную информацию, определите Я – концепцию воспитанника.

Недостатки – продолжение достоинств.
Выявление наиболее развитых качеств каждого воспитанника.
Негативные черты характера переведите в позитивные по принципу: «недостатки – продолжение достоинств».
Например:
УПРЯМСТВО – умение отстаивать свою точку зрения.
ЖАДНОСТЬ – способность жить экономно.
ВЫСКОЧКА – любопытный, имеет свое мнение.
РОБОСТЬ – скромность, стеснительность.
Таким образом, вы получаете перечень позитивных качеств, опора на которые будет способствовать эффективности взаимодействия с учителем.

Что я люблю? Что я не люблю?
Этим задание можно выявить жизненные ценности воспитанников. Детям трудно было написать, что они любят, нежели обратный ответ.
Что я люблю? Что я не люблю?
- свою семью (6 человек)
- свой дом (11 человек)
- друзей (44 человека)
- свой двор (8 человек)
- играть в компьютере (56 человека)
- курить (34 человека)
- себя (50 человек)
- доводить учителей до бешенства (10 человек)
- смотреть ТV(43 человека)
- заниматься спортом (9 человек)
- слушать музыку (28 человек) - ходить в школу (41 человек)
- контроль со стороны (32 человека)
- учиться (39 человек)
- курить (27 человек)
- когда на меня не кричат (29 человек)
- что-то требуют (21 человек)
- жадных (7 человек)
- трусов и слабых (13 человек)
- когда мне уделяют мало внимания
( 2 человека )
- быть голодным (1 человек)

Ранжирование.
Расставьте по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности, занятия.
Качества личности Ценности Занятия
Умный Друзья Читать
Честный Труд Смотреть телевизор
Скромный Знания Гулять
Справедливый Родина Веселиться, играть
Трудолюбивый Деньги Общаться с друзьями
Верный Школа Учиться
Ласковый Человек Помогать по хозяйству
Добрый Природа Заботиться о животных
Предприимчивый Здоровье Играть с младшими
Общительный Семья Заниматься спортом
Веселый Успех Слушать музыку
Энергичный Творчество Возиться с техникой

Ранжирование личных местоимений.
Много информации к размышлению могут дать подобные задания.
Местоимения «Я», «Она», «Он», «Ты», «Мы», «Они»нужно расставить по порядку личной значимости.

Фантастический выбор.
Используя «волшебную» ситуацию, актуализируйте потребности детей.
«Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?»
«Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь там жить всю оставшуюся жизнь. С собой можно взять то, что можно обозначить пятью словами. Назови пять слов».
Вот один из примеров проделанной нами работы.
- попросил много денег (быть богатым) (48 человек);
- чтобы мои родители жили вместе (2 человека);
- чтобы не было школы (8 человек);
- чтобы это был необитаемый остров (3 человека);
- быть отличником (1 человек).

Недописанное письмо.
Продолжите начало письма незнакомому другу:
«Я живу хорошо, потому что…»
«Я живу плохо, потому что…»
Основная масса детей ответила так: «Я живу хорошо, потому что…»
- «Меня боятся, я сильный»;
- «У меня много друзей»;
- «Потому что я живу»;
- «У меня есть дои и близкий человек - мама».
«Я живу плохо, потому что…»
- «Меня не понимают»;
- «Причина во всем зло и неудобство»;
- «Часто болею»;
- «Я слабый, об меня вытирают ноги»;
- «Нет развлечений, однообразная жизнь»…

Анкета «Я и мои друзья».
По результатам этой анкеты можно сделать выводы, которые в дальнейшем помогут педагогу и социально-психологической службе ближе понять воспитанника, узнать о его пристрастиях, интересах, слабостях, поведении в компаниях друзей, роль в социуме и т.д.
Анкета: «Я и мои друзья».
У вас есть друзья?
Что вас объединяет?
К кому из друзей вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?
Какие качества ценят в вас друзья?
Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из трудной ситуации или справиться с какой-либо проблемой.
Как вы себя ощущаете в компании своих друзей?
Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы боитесь больше всего в дружбе?
Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу ваших друзей?
Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь:
- мои друзья;
- моя компания;
- тусовка;
- мой двор;
- моя команда;
- другой вариант (допишите).
Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?
Возникают ли конфликты: если «да», то как обычно они разрешаются?
Как относятся взрослые (родители, соседи…) к вашей группе:
- доброжелательно;
- враждебно;
- нейтрально;
- равнодушно;
- запрещают общение.
Изобразите на рисунке свое душевное состояние, которое чаще всего испытываете с друзьями:
- солнышко;
- человечек;
- разбитое сердце;
- одинокий корабль.
Те же цели преследует методика «Референтные лица».
Референтные лица.
Укажите не менее 10 человек в социуме, общение с которыми для вас имеет большое значение. Отметьте, кто вам наиболее близок.
Я → Мама → Подруга → Сергей Б. → Тренер …
По результатам мы видим, что дети не знают, что такое настоящая дружба, поэтому чувствуют себя одинокими и ненужными.
Изучение личности ребенка и факторов дезадаптации проводится лишь в тех случаях, когда ребенку еще можно помочь, в случаях же социальной адаптации организуется совместная работа с ОДН, КДН и центром «Семья».
Очень важно проводить профилактическую работу с детьми, чтобы предотвратить факторы дезадаптации среди подростков. И такая работа проводится по зарекомендовавшим себя программам «Здоровый образ жизни», «Жизнь на перепутье» и т.д. С родителями работа проводится традиционно: индивидуальные беседы, родительские собрания. Очень эффективно проходят встречи, когда в беседе специалисты используют элементы тренинга, анкетирования, дискуссии.
Используемая литература.
Аксенова Л.И. «Социальная педагогика в социальном образовании».
Вульфов Б.З. « Теория и практика социальной работы».
Галагузова М.А., Лушников А.М. «История социальной педагогики».
Гречихин В.Г. «Лекции по методике и технике социальных исследований».
Буева Л.П. «Социальная среда и сознание личности».
Трухачева Т.В. «Новые взрослые и новые дети».


Авторские права: Рыжкова Вера Николаевна


Пожалуйста, оцените конспект - Комплексное социально-психолого-педагогическое диагностирование как условие эффективной работы классного руководителя и социально-педагогических служб:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: 532587 20 ноября 2012 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн