Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Классный час на тему «Хлеб – всей жизни голова» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Классный час на тему «Хлеб – всей жизни голова» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Классный час на тему «Хлеб – всей жизни голова»
подготовила учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балаково» Тишина Татьяна Александровна Цели: расширить знания учащихся о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу, уважительное отношение к людям труда, любви к родной земле. Оформление зала: на сцене панно «Хлебное поле», над сценой – плакат «Чудо земли – хлеб». В зале плакаты: «Хлеб – всей жизни голова!», «Много снега – много хлеба!», «Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Рисунки ребят на тему «Его величество – хлеб». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре стола – каравай хлеба на рушнике. Оборудование: экран, проектор, слайды, магнитофон, костюмы героев праздника, картинки на тему «Как хлеб на стол пришел», карточки с пословицами о хлебе. Ход мероприятия «Хлеб – всей жизни голова» Слайд 1. Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в зал входят участники праздника в костюмах и гости. Слайд 2. Ведущий: Есть пословица в народе: «Хлеб – на стол, и стол расцвел». Ну а все же, как приходит Этот хлеб к тебе на стол? Слайд 3. Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. А как пришел к людям хлеб? Существует такая легенда. Колосок 1. Слайд 4. Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный вкус и запах оживили его. Человек стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел. Человек собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна измельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Ученик: А знаете ли вы, что в Нью-Йорке в музее искусств сохранился хлеб, испеченный 3400 лет назад. А в Швейцарском городке Цюрихе в местном музее под стеклянным колпаком находится хлеб, которому 6000 лет. Его нашли недавно на дне высохшего озера. Ученик: Давно известно, что пшеница - самый ценный продукт на Земле. Человек за 60 лет жизни съедает 30 тонн пищи, около половины ее составляет хлеб. Колосок 2. Слайд 5. Рожь, рожь… Дорога полевая Ведет, неведома куда. Над полем низко провисая, Лениво стонут провода. Рожь, рожь – до свода голубого. Чуть видишь где-нибудь в дали Ныряет шапка верхового, Грузовичок плывет в пыли. Колосок 3. Рожь уродилась. Близки сроки. Отяжелела и на край Всем полем подалась к дороге, Нависнула – хоть подпирай. Танец «Золотая пшеница» (под песню «Золотое зернышко», музыка Ю. Чичкова, слова Синявского). Слайд 6. Ведущий: Давным-давно у русских крестьян появился такой обычай: в поле завязывали последний пучок пшеницы, в середину клали краюшку хлеба, наряжали в сарафан, украшали лентами, бусами, надевали звонкие колокольчики. Сноп был, как живой. Вокруг него водили хороводы, пели песни и приговаривали. Слайд 7. 1. Хлеб мой вкусный, Хлеб красивый, Говорю тебе спасибо Лучше б ты не поленился, Доброй пашне поклонился. 2. Кланяюсь тебе я, пашня, За горячий хлеб домашний. Лучше б ты не поленился, Дождичку бы поклонился. 3. Вот спасибо, дождик в небе. Что заботишься о хлебе. Лучше б ты не поленился, Солнцу в небе поклонился. 4. Солнце, солнце в небе синем, За горячий хлеб спасибо. Лучше б ты не поленился, Хлеборобам поклонился. Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. Слайд 8. 1. Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб». 2. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны, Мы говорим: «Хлеб». 3. Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой, Мы говорим: «Хлеб». 4. Пусть кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб». 5. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб. Ведущий: Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Слайд 9. 1. Караван земли и неба На твоем столе – Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, И на каждом колосочке Держится земля. 2. В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растет под небом светлым Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок. Задание 1 (для зрителей): Расположите картинки в правильном порядке «Как хлеб на стол пришел». Ведущий: Ребята, назовите машины, которые помогают человеку вырастить хлеб. Ведущий: Нелегок труд хлебороба. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! 1. Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе Люди долго и упорно Потрудились на земле! 2. Вот об этом-то как раз Начинается рассказ. Подымались трактористы, Умывались чисто-чисто. В степь весеннюю с утра Выводили трактора. Слайд 10. 3. Продолжается рассказ Урожай поспел у нас. Выплывают на просторы Ветер песни им поет Капитаны-комбайнеры Смотрят с мостиков вперед. Как из колоса тугого Выбивается зерно, Как, пожалуйста – готово, В ящик сыплется оно. Слайд 11. 4. Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится В оборот ее берут, В порошок ее сотрут. Слайд 12. 5. На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука. Тесто тесно, мало места, «Ох, пустите!» шепчет тесто Ладно, пустим, в печь давай Нарядился каравай. Слайд 13. Ведущий: Поле не терпит бездельников. Послушайте басню и попробуйте придумать для нее название. Слайд 14. Учащиеся рассказывают басню по ролям: Колосок 3, Старый плуг, Молодой плуг: На пахоте два Плуга Остановились друг напротив друга. Один старообразный, ржавый, Другой сияющий и моложавый. Плуг старый молодому говорит: - Смотрю я, одного мы года И одного завода, Но у тебя блестящий вид, А я, хоть и берег себя везде, - Бывало, каменел на борозде,- И то миную стороною,- Совсем, совсем больной, Едва скриплю, от немочи дрожа, Нутро изъела ржа! В тебе ж не видно измененья, Как пух ворочаешь каменья! В чем тут секрет? Плуг моложавый произнес в ответ: - Я камни обходить не знал заботы, А блеск мой – это от работы! (Басня самим автором названа «О пользе труда»). Ведущий: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы о хлебе. Слайд 15. Задание 2 для зрителей: Соберите пословицы о хлебе. (Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба. Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.) Ведущий: Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будите добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением. Слайд 16. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец в 125 граммов (показать). Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа! Слайд 17. 1. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. 2. В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп. Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова: «Хлеб – всей жизни голова!» Ведущий: Ребята, послушайте историю, которая произошла в городе Ленинграде в годы войны, во время блокады. Слайд 18. Создали наши ученые новый сорт пшеницы. И первый ее урожай хранился в Ленинграде, в одном институте. А тут фашисты напали на нашу страну, окружили Ленинград, и в этом прекрасном городе начался голод. Почти все мужчины ушли на фронт, и в том институте, где хранился новый сорт пшеницы, остался один старый профессор. Ходит он по холодному залу в шубе и валенках, шатается от голода, и кажется ему, будто кто-то в ухо ему нашептывает: «Возьми одну горсточку и пожуй. Ну, не горсточку, так хоть десять зернышек. Сегодня только десять и завтра только десять…» Он уже протянул было руку к банке, где хранилась пшеница, но тут же отдернул ее. И даже в другой конец зала ушел. «Не сметь брать!» - приказал профессор сам себе. – Ведь если я не удержусь и все съем, труд моих товарищей пропадет. Нельзя, надо терпеть!» Умер тот профессор от голода, но новый сорт пшеницы сберег до зернышка. И когда мы победили фашистов, люди посеяли пшеницу. Хорошо она заколосилась, созрела вовремя, хорошая мука получилась. Вечная память людям, погибшим в блокадном Ленинграде. (Зажечь свечу). Ведущий: Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила. Слайд 19. Учащиеся четко и громко читают правила: - Бери хлеба столько, сколько съешь. - Учись готовить из черствого хлеба различные блюда. - Никогда не бери хлеб грязными руками. - Не бросайся хлебом. - Не выбрасывай черствый хлеб в мусорку. - Не заворачивай хлеб в газету. - Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть. В: Многие люди стремятся покупать свежий, даже горячий хлеб. Однако хлеб, как говорится с пылу, с жару не очень полезен. Он с трудом разжевывается, скатывается в комки, которые в желудке плохо перевариваются. Поэтому хлеб лучше есть спустя 3-4 часа после выпечки. Но и черствый хлеб, пролежавший 2-3 суток, не полезен. Чтобы хлеб дольше сохранить мягким, держите его в специальной хлебнице – металлической или деревянной. К сожалению, во многих семьях хлеба покупают больше, чем нужно, а зачерствевший выбрасывают. Это недопустимо! Хлеб заслуживает бережного отношения – ведь в него вложен труд миллионов людей. И воспитывать уважение к нему необходимо с детства. Слайд 20. 1. Не мечтаем мы о чуде К нам полей живая речь: Берегите хлеб, вы, люди! Научитесь хлеб беречь! Задание 3 для зрителей (викторина) : - В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму). - Куда зерно везут после уборки? ( На элеватор). - Где зерно превращают в муку? (На мельнице). - Как называют забродившее тесто? (Опара). Ведущий: С незапамятных времен на Руси знали секрет приготовления дрожжевого теста. Но многие тысячелетия выпечка хлеба оставалась тяжелым ручным трудом. А теперь наша промышленность выпускает более 500 наименований хлебобулочных изделий. Причем одна печь на хлебозаводе может выпекать в сутки до 70 тысяч хлебных буханок. Слайд 21. - Ребята, а какие хлебобулочные изделия вы знаете? Сценка «Караваево царство» Хозяюшка. Осенними, длинными вечерами Я сказку создала своими руками. Из сдобного теста слепила ватрушку, Ватрушке слепила я пышку-подружку, Потом испекла я румяный батон: Пахучий, большой и хрустящий был он. А дальше – как в сказку, друзья я попала. Историю Пышки печённой узнала. В стране Караваево праздник все ждут. Смотрите же сказку – герои идут. Ватрушка. Ах, Пышка, подружка, куда ты? Откуда? Какая чудесная белая пудра! Пышка. Мне лавочник Крендель немного продал. Он сахарной пудрой вчера торговал! Ватрушка. А я украшаю себя творожком, Попробуешь – пальчик оближешь потом! Пышка. А я в домик Пиццы иду веселиться, Я танцам учусь – это мне пригодится. Ватрушка. Ты умница, Пышка, и всех покоришь. Пышка. О чём ты, Ватрушка, сейчас говоришь? Ватрушка. Наш царь Каравай юбилей отмечает И всех веселиться к себе приглашает. Мы будем весь день на балу танцевать, Гвардейцев-Пирожных на вальс приглашать! Пышка. Здравствуй, милый Батон! Батон демонстративно разворачивает газету “Новости Караваево” и углубляется в чтение. Батон. Какая погода? Обещан циклон? И, значит, опять дождь из сушек прольётся, И Пышка на сушках опять поскользнется… Пышка. Я, Пышка, на сушках?! В прогнозе дожди?! (вырывает газету) Батон. Отдай мне газету, не рви, подожди! Пышка. Ты чёрствый, Батон, и тебя не поймёшь. Скорей сломишь зуб, чем тебя разгрызёшь! Батон. Ты вредная Пышка, ты Пышка-глупышка. Пышка. Я сладкая! Батон. Сладкая ты даже слишком! И вредная! Пышка. Я? Я не вредная, нет! Батон. Ещё бы не вредная! Если б весь свет, Все люди, задумали бы пышкой питаться, То стройных на свете могло бы не остаться! Все взрослые, дети, собаки с котами, Катались туда и сюда колобками. Пышка. Подружка-Ватрушка! Батон обижает! Он вредной меня называ-называет! Ватрушка. Батон что с тобой! Так с девчонкой нельзя! Глянь, добрую Пышку обидел ты зря! Мы с Пышкой не хлеб, а гостям угощенье. Становиться лучше от нас настроенье. Я зрителей наших прошу дать совет: Вы любите Пышку? Да или нет? Ватрушку вы любите? Любите? Вот! От нас детвора не толстеет – растёт. Батон. Прости меня, Пышка, я больше не буду, ведь в мире, друзья, надо жить! Ведущий: Хлеб называют чудом земли. Он занимает такое важное место в жизни каждого человека. Давайте помнить о людях, которые растят хлеб, и низко поклонимся им. Слайд 22. 1. Почет и честь вам, хлеборобы! За ваш прекрасный урожай! За то, что Родине вы дали Душистый хлеба каравай! 2. Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, с уважением большим, То гостей таких встречаем пышным круглым караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником! Слайд 23. Колосок 1: Из года в год, из рода в род – веками Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками. Он их теплом, он их добром пропах И с песней той, что жаворонком спета Под синим небом в золотых хлебах. В июльский полдень солнечного лета Пройдется пахарь утром по жнивью И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: «Поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле». Ты вырастешь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете, И скажешь: «Ничего дороже нет, Чем теплый хлеб на этом белом свете!» В конце праздника гостей приглашают к столу отведать дары поля. Пожалуйста, оцените конспект - Классный час на тему «Хлеб – всей жизни голова»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3764 |
Конспект прислал: TishinaTA 19 июля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||