отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ОБЖ » пожарная безопасность


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


пожарная безопасность


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Спасибо, дети-пожарные!
Рады стараться, Ваше Императорское Величество


Обучение детей правилам пожарной безопасности в рамках предмета ОБЖ - дело новое и, безусловно, хорошее. Плохо лишь то, что во многих школах этот предмет до сих пор не преподается. До сих пор образовательные структуры «шлифуют» программу предмета. Дает знать о себе острая нехватка учителей ОБЖ, мало хорошей литературы, наглядных пособий. Еще не во всех детских учреждениях умело, с реальной пользой проводятся учебные тренировки по эвакуации на случай пожара.
Но все новое - это на самом деле хорошо забытое старое. Проведем небольшой экскурс в историю организации обучения детей мерам пожарной безопасности. Оказывается, о привитии навыков пожаробезопасного поведения детям задумывались и в XIX веке, и в начале XX, причем не только за рубежом - в Англии, Германии, Испании, - но и в царской России.
Так, например, в июле 1910 года на состоявшемся в городе Риге Пятом съезде членов Императорского российского пожарного общества на обсуждение выносилось положение об обучении детей пожарному делу и о создании детских пожарных «потешных отрядов», учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. Предполагалось, что такое обучение и создание отрядов должно стать элементом школьной работы, как на Западе. 1910 год преподнес русскому обществу исключительный факт: было образовано огромное количество «потешных отрядов», которые вскоре объединились в мощную организацию, уже через год насчитывавшую более шести тысяч детей. Дети в таких отрядах с согласия родителей обучались членами добровольных пожарных обществ приемам спасания и самоспасания, тушения огня, работы с лестницей и веревкой, установки пожарной трубы, а также правилам осторожного обращения с огнем и элементарным приемам оказания первой медицинской помощи.
Приведем слова из обращения члена добровольной пожарной организации к «потешным» (журнал «Пожарное дело», № 19,1914 г.):
«Нет службы более возвышенной и более облагораживающей душу, как пожарная, - будь то профессиональный или добровольный труд; на знамени ее написаны золотые слова: "Богу хвала, Царю слава, ближнему защита". Действия пожарных организаций охватывают все случаи человеческой жизни, где так или иначе страдает человек или гибнет накопленное многими годами или приобретенное упорным трудом имущество его. Нет в мире такого несчастья, перед которым оробел бы, опустил бы руки, в котором не нашелся бы истинно преданный делу пожарный - "воин мира"».
На 6 Международном пожарном конгрессе, проходившем в мае 1912 года в Санкт-Петербурге, брандмейстер А.Г.Кривошеев, стоявший у истоков создания «потешных отрядов»,отмечал: «Детские учебные пожарные отряды имеют прямой целью подготовить детей к добровольной общественной противопожарной деятельности. Практическое обучение детей пожарной работе должно дать им понятие о дисциплине, развивать в них ловкость и силу и сделать их находчивыми и смелыми в опасности».
Тогда были приняты следующие решения:
• Признать желательным обратить внимание школы на вопросы, близко соприкасающиеся с пожарным делом.
• Признать желательным распространение среди молодого поколения противопожарных сведений при участии школы, так как учащиеся по окончании школы вносят соответствующие знания и навыки в жизнь.
• Признать желательным организацию при школах ученических пожарных команд.
В 1912 году «потешные отряды» окрепли и насчитывали целую армию. По «милостивому соизволению» Государя Императора, дети-пожарные могли принять участие в параде русских детей, сорганизованных в полки «юной потешной армии». Для проведения ее маневров на Марсовом поле в Санкт-Петербурге соорудили башню-городок. В целях успешной подготовки детей к серьезному мероприятию был образован организационный комитет под председательством князя А. Д. Львова. Дети, прибывшие в столицу из различных пожарных обществ, размещались в Александровском кадетском корпусе. В процессе подготовки к высочайшему смотру между строевыми и пожарными занятиями дети совершали прогулки по городу, осматривали зоологический сад. Далее разворачивались основные действия.
Становясь на некотором отдалении от сводного детского пожарного отряда, государь наблюдал следующую картину. По сигналу рожка к трехэтажному зданию бросились со спасательным полотном везенбергцы и успенцы. На моментально растянутое полотно из второго этажа выпрыгнули четыре юных «обывателя », после чего державшие полотно быстро свернули его и перестроились в цепи для подачи воды ведрами. В это время саблинцы со штурмовыми и выдвижными лестницами лихо поднялись на третий этаж учебной башни. Пока «спасатели» занимались своим делом, везенбергские и боровичинские трубники подкатили повозки, сняли трубы и в два ствола приготовились пустить струи.
Маневры подходили к концу, когда раздались ласковые слова государя: «Спасибо, дети-пожарные ». На миг всё замерло, и стройное «Рады стараться, Ваше Императорское Величество» понеслось от учебной башни.
Как отмечалось тогда в прессе, высочайший смотр закончился обедом, данным детям государем императором. Русское пожарное дело предстало перед «державным хозяином земли русской» - государем: русские пожарные-добровольцы еще раз напомнили обществу о своем полезном существовании, русские пионеры - дети-пожарные, кроме приобретенных полезных знаний, «имели редкое счастье увидеть обожаемого монарха».
Позже, в 1916 году, Министерство народного просвещения выступило с инициативой распространять противопожарные сведения в сельскохозяйственных учебных заведениях. Почему именно в сельскохозяйственных? Дело в том, что подавляющее большинство таких заведений находилось вдали от городов, откуда возможно было бы ожидать помощи при борьбе с огнем. На протяжении нескольких лет пожары в указанных учебных заведениях приносили казне огромные убытки. Кроме того,- в сельской местности отсутстввала правильная организация борьбы с пожарами.
Предлагалась программа курса пожарного дела, которая включала как теоретическую, так и практическую часть, а также положение об организации ученических пожарных дружин. Руководство деятельностью дружин предполагалось осуществлять силами пожарных обществ. Опыт показал, что формирование в сельскохозяйственных училищах пожарных команд, снабженных необходимым снаряжением и инструментом, принесло существенную пользу окрестному населению.
В советские времена - в 1926 году - Главное управление коммунального хозяйства НКВД издало инструкцию о формировании при добровольных пожарных организациях «отрядов юных дружинников» . Органам Государственного пожарного надзора (ГПН) предписывалось обратить серьезное внимание на эту полезную игру детей в пожарных, прийти к ним на помощь, придав игре надлежащую серьезность и тем содействовать широкому развитию пожарного дела.
Ветераны пожарной охраны, которые работали в 1970-80 годы, помнят, насколько продуманно и ответственно была поставлена работа с дружинами юных пожарных. Не только потому, что тогда ею активно занималось Всесоюзное добровольное пожарное общество (ВДПО), но и. потому, что инспекторы ГПН видели в привлечении детей к решению вопросов пожарной безопасности большой смысл. ВДПО выделяло немалые средства на наглядную агитацию, организацию работы с населением, особенно с детьми, считало это одной из основных своих задач.
Работа была последовательной и имела своей целью привить детям навыки правильного поведения: дома (маршрут «Наш дом»), в школе (маршрут «Родная школа»), вовремя проведения праздников (маршрут «Елка»), в общении с малышами, с пожилыми людьми, во время занятий спортом. Еще до сих пор на полках шкафов ГПН стоят старые методички, регулирующие эту работу, и если их полистать, можно найти немало интересного.
С объединением пожарной охраны и МЧС России в Карелии было организовано новое движение - волонтеров-пропагандистов безопасного образа жизни. Его деятельность строится на тех же методах и принципах работы, что и в дружинах юных пожарных, действовавших в XX веке. Дети помогают старикам в уборке дров во дворе дома и очистке проходов и проездов от снега. Волонтеры -всегда добрые гости в дошкольных учреждениях и в больницах, где они рассказывают о мерах пожарной безопасности дошкольникам и находящимся на лечении детям. Школьники-волонтеры выступают перед населением в разных уголках Карелии - ставят сценки по противопожарной тематике, работают в агитбригадах для пропаганды безопасного образа жизни. Ребята красочно оформляют памятки по мерам безопасности, рисуют плакаты и распространяют их в подъездах жилых домов, в местах массового пребывания людей. Об этом движении в журнале уже рассказывалось.
Одновременно с очень разнообразной и полезной деятельностью волонтеров-пропагандистов, направленной именно на служение обществу, не прекращается также работа с детьми в дружинах юных пожарных. Правда, сегодня она очень отличается от проводившейся ранее и в основном предполагает вооружение детей - участников ДЮПов - знаниями мер пожарной безопасности и привитие им навыков тушения пожаров, а также отработку элементов пожарно-прикладного спорта.
В Республике Карелия движение дружин юных пожарных то набирало силу, то ослабевало, а во времена перестройки о юных пожарных и вовсе забыли. Правда, состязания школьников, имитирующие соревнования взрослых по пожарно-прикладному спорту, проводились. В 2006 году с возрождением добровольчества, а именно с воссозданием общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», работа с дружинами юных пожарных активизировалась. Большое место в ней, как и прежде, занимают спортивные соревнования среди команд ДЮПов, ведь они являются весьма действенным средством противопожарной пропаганды среди несовершеннолетних.
В течение ряда лет лично-командные соревнования по пожарно-прикладному спорту среди команд ДЮПов школ города Петрозаводска проводились в спортивном комплексе «СКК-центр». Традиционно ребятам предлагалось выполнить спортивное упражнение - подъем по штурмовой лестнице в окно второго этажа учебной башни. Оценивались лучшие результаты - личный и командный. Добившимся таких результатов предлагалось продолжить занятия в секции пожарно-прикладного спорта, организованной сотрудником ГПС ГУ МЧС России по Республике Карелия тренером по ППС Александром Лайтиненом. По сути это был отбор детей в сборную команду Карелии по пожарно-спасательному спорту.
За годы проведения подобных соревнований немало мальчишек всерьез занялись тренировками, а некоторым - особо упорным - посчастливилось попасть в сборную команду республики и добиться успехов даже на всероссийском уровне. Несмотря на это, было решено изменить порядок проведения соревнований и организовать новый конкурс. Сотрудников ГУ МЧС РФ по Карелии полностью поддержали работники Управления образования администрации г. Петрозаводска, школьные преподаватели ОБЖ, а главное, сами юные ДЮПовцы.
В октябре 2006 года Главным управлением МЧС России по Республике Карелия и Управлением образования администрации г. Петрозаводска было разработано положение о проведении конкурса с элементами соревнований по пожарно-спасательному спорту среди команд дружин юных пожарных средних общеобразовательных школ города. Он получил название «Юные друзья пожарных» и организовывался для популяризации знаний в области культуры безопасности жизнедеятельности, в частности, пожарной безопасности, а также для поднятия престижа противопожарной службы, профессий пожарного, спасателя, инспектора Государственного пожарного надзора. Но главная его задача - конечно же, снижение количества пожаров, происходящих по вине детей школьного возраста, и случаев получения травм детьми.
В перечень конкурсных заданий для команд вошли: презентация команды; творческая работа по противопожарной тематике (песня, сценка, танец); викторина на знание правил пожарной безопасности и действий в случае возникновения пожара; пожарная эстафета.
В ноябре-декабре 2006 года прошел первый этап конкурса среди команд ДЮПов школ Петрозаводска по полисистемным округам. Школы ответственно и творчески подошли к подготовке команд. Ребята придумали оригинальные названия команд: «Команда 01», «Огнеспецсостав», «Повелители огня», «Пожарный расчет», «Горящие сердца» и др. Фонтанировали юмором и сатирой также показанные ими сценки «Из жизни учащихся», «Пожарные байки-заги-байки», «Танец огня», «Случай у елки», «Укрощение огня». Команды и их наставники - преподаватели ОБЖ, заместители директоров школ по безопасности потрудились старательно и увлеченно. Поэтому, например, выполнение такого раздела конкурса, как «Домашнее задание», оценить было крайне трудно. В связи с этим члены жюри единогласно решили: оценивать творчество максимально лояльно и присуждать только первые и вторые места.
С «Пожарной викториной» было проще: или знаешь, или не знаешь. Она расставила всех на свои места и определила лидеров. Ребятам представилась возможность «блеснуть интеллектом» - ответить на вопросы по правилам пожарной безопасности, о действиях в случае возникновения пожара, по медицинской подготовке, а также по истории пожарного дела. Выяснилось, что уровень знаний учащихся по предмету ОБЖ очень разный. Одни отвечают на вопросы без запинки, другие не знают практически ничего. Это объясняется тем, что не во всех школах города есть предмет ОБЖ. Слабые знания и у ребят, которым основы безопасности дают неспециалисты - преподаватели-предметники, причем бессистемно, в процессе проведения классных часов.
И тем не менее стремление к победе у участников конкурса было так велико, что члены жюри предпочитали задавать дополнительные вопросы, но не занижать балл. Например, спросив, какие предметы располагаются на пожарном щите, и получив неполный ответ, инспекторы ГПН задают дополнительный вопрос: почему ведро на •этом щите имеет конусообразную форму? Снова проблема - вариантов ответов множество, но все невпопад. Инспекторы терпеливо задают наводящие вопросы: «Пригодится ли такое ведро в хозяйстве? », «Когда тушишь пожар, есть время на отдых, перерыв?» Наконец, ребята сориентировались: конусообразное ведро сохранней, вряд ли его кто-то «прихватизирует», ведь в хозяйстве оно непригодно. И тушить пожар с таким ведром будешь без перерыва, поскольку поставить его с водой на землю нельзя - значит, из рук его не выпустишь.
После завершения викторины начался самый важный этап -«Пожарная эстафета». То-то было шуму у болельщиков. За свою команду каждый болел с удвоенной силой. Торопыгам, пробежавшим быстро, но выполнившим задание не очень аккуратно (не застегнутая на все карабины боевая одежда пожарного, не смотанный рукав), строгое жюри добавляло дополнительное время.
Наконец, все этапы преодолены, подводятся итоги. Команды-победительницы награждаются призами и грамотами. Не занявшим призовых мест, тоже приготовлены подарки. В общем, все остались довольны.
В конкурсе по полисистемным округам в число победителей вошли школы №№ 6, 20, 27, 32, 33, 42, лицей №13, Петровская школа. Они приняли участие во втором финальном этапе соревнований, который состоялся 28 апреля 2007 года.
Теперь уже свои умения и знания показывали лучшие из лучших. На школьном стадионе лицея № 13 проводилась пожарная эстафета. Страсти разгорелись нешуточные, хотя погода в тот день никого не жаловала. Но ледяной ветер и мокрый снег не смогли охладить пыл конкурсантов. Вызывая одобрение у бывалых пожарных, команды бесстрашно и виртуозно тушили горящие противни порошковыми огнетушителями.
По окончании соревнований определились победители финала. Первое место заняла команда школы №6, второе - лицея №13, третье - Петровской школы. Победители были награждены памятными подарками, а все остальные участники - утешительными призами. Учащиеся школы № 6 унесли с собой и кубок победителей.
Итак, очередной конкурс завершен. Сотрудникам пожарной охраны хочется верить, что его участники, если потребуется, сумеют применить приобретенные знания в жизни. Может быть, и устроенных детьми пожаров в Карелии станет меньше.


Авторские права: Т.Кабакова, Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №5 2007 г.


Пожалуйста, оцените конспект - пожарная безопасность:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Урок-презентация по основам безопасности: «Огонь ошибок не прощает»
  • « Знаешь ли ты ?», посвящённый 19-летию МЧС России и 361-й годовщине со ...
  • Конспект занятия по пожарной безопасности
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей 7 лет. Тема: «Если ...
  • пожарная безопасность
  • Сценарий выступления агитбригады юных пожарных
  • Игра Поле чудес Тема: «Цена пожара человеческая жизнь!»
  • Урок пожарной безопасности
  • Конспект урока по пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает"
  • Внеклассное мероприятие "Человек и огонь"


  • 18427
    Конспект прислал: ratyscha 1 октября 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата