Обобщающий урок по теме «Зима»
(II класс, программа 1-4)
Ход урока
Учитель.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А.С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.
Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы — ученики II класса и сегодня должны многому научиться.
Учитель обращает внимание учащихся на запись па доске:
• вспомнить признаки ЗИМЫ как времени года;
• выявить взаимосвязи в природе зимой;
• определить свое отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
• научиться работать в группах — слушать и задавать вопросы.
Сегодня наш класс — это телевизионный канал «Зимушка-зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени гола. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников». «Диалоги о животных» и «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы. Помните, что вы должны внимательно слушать своих товарищей, так как за правильный ответ и за интересный вопрос команда получает жетон. Задача каждой команды — собрать наибольшее количество жетонов-лепестков.
Все передачи на нашем канале связаны между собой, их можно объединить одной фразой: «в природе все взаимосвязано». Вспомним эти связи и составим схему на магнитной доске:
ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Растения
Животные, человек
Один из учеников составляет схему на доске.
Учитель. С помощью этой схемы мы постараемся раскрыть связи в природе.
Внимательно прочитайте задания, которые лежат у вас на столе в папке, рассмотрите рисунки и распределите задания. (Дается время на подготовку.)
Программа «Прогноз погоды*
Учитель. Вы — синоптики и ведете наблюдения за погодой. Задача вашей программы — рассказать зрителям, почему зимой происходят изменения в неживой природе.
Задание 1
Укажи стрелками связи и неживой природе и расскажи о них.
Задание выполняют два ученика: один рассказывает, а другой по ходу рассказа составляет схему на доске.
Учитель. В студию поступил видеовопрос. Включаю видеозапись: «О каком Месяце говорят и почему?
Год кончает, зиму начинает.
Году начало — зиме середина.
Зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает».
Задание 2
Расскажи о погоде сегодня по своим наблюдениям, пользуясь планом:
Дата.
Высота солнца.
Продолжительность дня.
Облачность.
Температура воздуха.
Осадки.
Видимость на дорогах.
Учитель. Какие вопросы к программе есть у других редакций?
Подведем итоги работы группы и прикрепим жетоны к контуру цветка, изображенному на доске.
Программа «Клуб путешественников»
Учитель. Вы — путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели почву, водоемы и растения в зимнее время года.
Задание 1
Используя рисунки, составь рассказ по вопросам:
Чем покрыта почва зимой?
Чем покрыты водоемы зимой?
Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?
Задание 2
Расставь стрелки на схеме и объясни, от чего зависит состояние почвы и водоемов в зимнее время года.
Учитель. В студию поступил видеовопрос, включаю запись: «Какие водоемы и черте нашего города вы знаете? Какой из них не замерзает зимой и почему?» Задание 3
Расскажи о растениях зимой по вопросам:
Какими мы видим хвойные и лиственные растения зимой?
Почему лиственные растения на зиму сбрасывают листву?
Подбери прилагательные, которые можно использовать для описания зимнего леса.
Задание 4
Расставь стрелки на схеме и объясни, от чего зависит жизнь растений в зимнее время года.
Учитель. Какие вопросы к программе есть у других редакций?
Подведем итоги работы группы и выполним упражнения физкультминутки:
А сегодня у зимы — новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки — ледяные,
Высоки-превысоки — кружевные!
Мы по лестницам шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа — хлоп, слева — хлоп.
Здравствуй, зима!
Программа «Диалоги о животных»
Учитель. Вы — натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача нашей программы — рассказать о переменаx, которые происходят в жизни животныx в зимнее время года.
Задание 1
Используя рисунки, расскажи об изменениях в жизни насекомых и рыб с приходом ЗИМЫ.
Задание 2
Раздели картинки с изображениями птиц на две группы и назови эти группы.
Назови главную причину отлета птиц осенью.
Расскажи, чем питаются птицы, которые остаются зимовать.
Задание 3
На рисунках изображены клест, синица, куропатка, тетерев. Расскажи, какие интересные явления происходят в жизни этих птиц ЗИМОЙ.
Задание 4
Назови птиц, которых можно встретить в нашем городе зимой.
Расскажи, как можно помочь перенести птицам холодную зиму.
Учитель. Наши корреспонденты
(сделали видеозапись сценки по рассказу
писателя-натуралиста Н. Сладкова «Как медведя переворачивали». Роли будут исполнять заранее подготовленные второклассники. Включаю видеозапись.
Какую лесную примету про медведя вы запомнили? Задание 5
Используя картинки, расскажи, как медведь, заяц, белка, мышь, волк и лось приспособились к зиме.
Задание 6
Расставь стрелки на схеме и объясни, почему произошли изменения в жизни животных зимой.
Учитель. Какие вопросы к программе есть у других редакций?
Подведем итога работы группы.
Программа -«Здоровье»
Учитель. Во время зимы организм человека ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов. Задача вашей программы — рассказать, как надо заботиться о своем здоровье зимой.
Задание 1
Помоги подобрать зимнюю одежду для мальчика.
Учитель. В студию поступил видеовопрос, включаю запись: «Расскажи, почему зимой надо одеваться теплее».
Задание 2
Правильно ли оделась девочка, которую ты видишь па картинке, для занятий на лыжах? Найди ошибки и помоги их исправить.
Задание 3
Прокомментируй слайды: зарядка, занятия спортом, катание на коньках, бег на лыжах, посещение бассейна, закаливание.
Учитель. А сейчас — физкультминутка. Выполним комплекс упражнений, который вы разучивали дома. Задание 4
Расскажи, как пополнить недостаток витаминов в организме зимой.
Назови продукты, которые необходимо употреблять в зимнее время.
Задание 5
Используя схему, объясни, почему изменилась жизнь людей с приходом зимы.
Учитель. Какие вопросы к программе есть у других редакций?
Подведем итоги работы группы.
К нам пришло письмо от ученика II класса Вити Иванова. Сейчас я его прочитаю. Вы внимательно слушайте и, если с чем-то несогласны, поднимите сигнальную карточку. Попытайтесь объяснить, почему вы несогласны с Витей.
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я хочу рассказать вам, как мы с моим другом Васей ходили кататься на лыжах. Погода была замечательная — ярко светило солнце, блестел снег. Сначала мы катались с горки, бегали наперегонки по замерзшему озеру. Вокруг нас стояли деревья и кусты, покрытые снегом. Было очень интересно дергать за ветки и смотреть, как снег падает на землю. Потом мы замерзли и решили развести костер. Наломали веток, ободрали бересту с берез, но костер развести не удалось. На ветке мы увидели снегиря. Накормили его кусочками хлеба и решили взять его домой. Вернулись мы радостные и веселые.
Ученики обсуждают содержание письма.
Учитель. Вот и закончилась работа нашего телеканала. Посмотрите, на доске появился цветок, который мы собрали из жетонов за правильные ответы и интересные вопросы. Это значит, что новый сезон — весна принимает эстафету от зимы. На следующих уроках мы узнаем, какие изменения происходят в природе весной.
Н. П. Сергеева
Е.Г. Митина
г. Мурманск
|