Видео смотреть бесплатно

Смотреть красивый видео

Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Учебно-исследовательская работа по теме: «Оценка качества атмосферы в Тракторозаводском районе г. Волгограда методом биоиндикации».


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Учебно-исследовательская работа по теме: «Оценка качества атмосферы в Тракторозаводском районе г. Волгограда методом биоиндикации».


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Учебно-исследовательская работа по теме:
«Оценка качества атмосферы в Тракторозаводском районе г. Волгограда методом биоиндикации».






Выполнили:
Батрак Иван,
Квасов Денис,
Счастливая Дарья,
Цурикова Алёна
Ученики 4 класса
МОУ СОШ №1
Тракторозаводского района

Руководитель:
Ефремова Н.О.
Учитель начальных классов
















ВОЛГОГРАД
2012

Содержание
1.Введение. Актуальность проблемы.-------------------------------------------------2
2.Цель и задачи исследования.----------------------------------------------------------2
3. Анкетирование как метод исследования экологической культуры. ------2
4. Виды загрязнения окружающей среды. -------------------------------------2
5. Экологическое законодательство РФ.-----------------------------------3
6. Влияние автотранспортного загрязнения на окружающую природную среду.------------------------------------------------------------------------------------------3
7. Влияние автотранспортного загрязнения на качество жизни.---------------4
8. Влияние автотранспортного загрязнения на здоровье людей.--------------4
9. Методы исследования состояния атмосферы.---------------------------------6
9.1. Наблюдение за внешним изменением состоянием растений. Метод биоиндека-ции.----------------------------------------------------------------------------------6
10. Методы очистки воздуха.-----------------------------------------------------------8
11. Уход за искусственной экосистемой пришкольного участка и прилегающей тер-риторией.--------------------------------------------------------------------------9
12.Заключение------------------------------------------------------------------------------9
13.Литература------------------------------------------------------------------------------10
14. Приложение









1. Введение. Актуальность проблемы.
Исследование атмосферного загрязнения считаем очень актуальным, потому что воздух – это важнейший компонент биосферы. Все живые организмы на Земле находятся в прямой зависимости от качества воздуха.
МОУ СОШ № 1 находится вблизи оживлённой автотранспортной магистрали, именно поэтому, мы считаем, очень актуальны для нас два основных вопроса: «Чем мы дышим? Как снизить вред от выхлопных газов?»
Перед началом исследования нами было проведено анкетирование (приложение 1), в котором участвовали обучающиеся 4 класса.
Все считают, что автодорога возле школы представляет опасность для здоровья, но практически никто не знает, в чём опасность заключается и как с этим бороться, и возможно ли с этим бороться.
2. Цель и задачи исследования.
Цель: Выяснить, как влияет автотранспортное загрязнение атмосферы на качество жизни и здоровья людей.
Задачи
- познакомиться с влиянием автотранспортного загрязнения; - узнать, к каким последствиям для природы и здоровья человека приводит загрязнение воздуха выбросами от автотранспорта;
- наблюдать за состоянием природной среды под влиянием фактора автомобильного загрязнения;
- познакомиться с современными методами оценки уровня загрязнения атмосферы.
3. Анкетирование как метод исследования экологической культуры.
Нами была разработана анкета (приложение 1) на основе анкеты «Выявление уров-ня экологической культуры школьников методом анкетирования» [2].
Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры обучающихся 4 класса МОУ СОШ № 1.
В анкетировании приняли участие обучающиеся 4 класса - 25 человек (8 % от общего количества всех обучающихся школы) .
Всего было предложено 12 вопросов. Вопросы были предложены разного уровня сложности – от репродуктивного до эвристического.
Вывод: у учащихся 4 класса МОУ СОШ № 1средний уровень экологической воспитанности.
Рекомендации: полученные результаты исследования качества атмосферы приш-кольной и прилегающей к ней территории оформить в презентацию, провести занятие на эту тему. Для формирования деятельностно-практического компонента экологической культуры привлечь инициативные группы учащихся к озеленению школы.
4. Виды загрязнения окружающей среды.
Загрязнённость – это появление в природной среде новых компонентов, вы-званных деятельностью человека или природными явлениями. Различают природные и антропогенные загрязнения. И исследуемый нами вид антропогенного загрязнения – автотранспортный, является несомненным лидером в этом. По некоторым данным в городах 70-80% загрязнения приходится на транспорт.
5. Экологическое законодательство РФ.
Основные Законы, обеспечивающий право граждан на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду, в том числе атмосферу, и экологическую безопасность – «Закон об охране окружающей природной среды» (1991), Феде-ральный Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999): Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Статья 17. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат-мосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных пе-редвижных средств [25].

6. Влияние автотранспортного загрязнения на окружающую природную среду.
Строительство автомобильной дороги всегда ведёт к изменению окружающей среды. Ее воздействие может быть прямым и косвенным. Косвенные воздействия могут иметь более сильное влияние на окружающую среду, чем прямые воздейст-вия. В черте города на состояние экосистем придорожной полосы заметное влияние оказывают следующие компоненты техногенного воздействия. Это: - пылевые загрязнения снегового покрова - уникальная среда, свидетельствующая о загрязнении воздуха, растительности, а после таяния снега - почв и поверхностных вод, формирующих условия произрастания растений [приложение2]; - асфальтобетонное покрытие улиц и площадей, препятствующее нормальному воздухо- и влагообмену в местах посадки и роста деревьев; - нарушение травянистого покрова и его обеднение, - освещение города в ночное время, которое меняет поведение многих насекомых и приводит как следствие к ослаблению растений, - загрязнение пылью вызывает закупорку устьиц на листьях, высасывание из листьев воды, что приводит к их усыханию, нарушение нормального хода фотосинтеза в результате более сильного отражения солнечного света, перегрев листьев, изменение водного и теплового баланса растений в результате поглощения инфракрасного излучения. Согласно данным ряда исследователей [16], на придорожной территории формируются особые зоны, вплотную примыкающие к бровке земляного полотна и имеющие обычно ширину до 10 м. В этих зонах проявляется так называемый «краевой» эффект воздействия транспортных средств на экосистему. Он состоит в полной деградации растительного покрова в результате сильного техногенного давления. Ширина зоны «краевого» эффекта, как пра вило, увеличивается по мере удлинения срока эксплуатации автомобильной дороги. Рекомендации: проводить в СМИ пропаганду пользования автобусами и троллейбусами; ограничить проезд грузовых АТС в дневное время и реко-мендовать вечер или раннее утро; усилить контроль за техническим состоянием легковых автомобилей по выхлопам угарного газа и увеличить меру ответственности владельцев легковых автомобилей за нарушение норм.
7. Влияние автотранспортного загрязнения на качество жизни.
«Многообразные факторы, влияющие на здоровье людей, учёные объединяют в четыре группы:
- окружающая природная среда, природно-климатические условия: загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы, резкие смены атмосферных явлений, повышенные излучения (20%).
- Наследственность – предрасположенность к наследственным заболеваниям (20%).
- Образ жизни – условия, режим труда (обучения) и отдыха, питание, физическая культура, микроклимат в семье и коллективе, вредные привычки (50%)
- здравоохранение – качество и своевременность оказания медицинской помощи (10%)» [9].
Опасность неблагоприятного воздействия антропогенных факторов, в том числе и автомобильных выхлопов, в том, что нарушается не только здоровье живого организма на индивидуальном уровне, но и на уровне популяции. Другая опасность кроется в том, что воздействует на организм не один, а сразу несколько неблагоприятных факторов.

8. Влияние автотранспортного загрязнения на здоровье людей.
Постоянное длительное воздействие загрязненного воздуха приводит к тому, что иммунная система человека не справляется и, в результате развиваются болезни дыхательной системы: аллергическая астма, рак и эмфизема легких, хронические бронхиты. Рассмотрим влияние некоторых веществ, содержащихся в автомобильных выхлопах, на здоровье человека. Свинец - от него развивается поражение головного мозга, разрушаются эритроциты в крови, может ослабиться половая функция, изменяется тонкий кишечник, плохо вырабатываются пищеварительные ферменты. «До 90% от общего количества выбросов свинца принадлежит к продуктам сгорания бензина с примесью свинцовых соединений… Городская пыль может содержать до 1% свинца. Его содержание в дожде и снеге … до 250-350 мкг/л в крупных городах. Содержание в крови не приходит к норме даже спустя три года после нормализации его уровня в воздухе. Установлена зависимость между уровнем свинца и кадмия в волосах школьников и их умственным развитие» [9,с.88]. Кадмий - это вещество тоже выделяется при сгорании бензина. Опасно тем, что даже в малой дозировке может вызвать тяжёлые заболевания костной ткани, нервной системы. Оксид серы – обострение респираторных заболеваний, вред растениям. Полициклические ароматические углеводороды - этих веществ известно более 600. В выхлопах автомобилей, особенно дизельных, образуется бензопирен, кото-рый может привести к онкологическому заболеванию. «Оксид углерода, или угарный газ, – очень ядовитый газ без цвета, запаха и вкуса. Он образуется при неполном сгорании древесины, ископаемого топлива и табака, при сжигании твердых отходов и частичном анаэробном разложении органики. Примерно 50% угарного газа образуется в связи с деятельностью человека, в основном в результате работы двигателей внутреннего сгорания автомобилей. В закрытом помещении (например, в гараже), наполненном угарным газом, снижается способность гемоглобина эритроцитов переносить кислород, из-за чего у человека замедляются реакции, ослабляется восприятие, появляются головная боль, сонливость, тошнота. Под воздействием большого количества угарного газа может произойти обморок, случиться кома и даже наступить смерть. Взвешенные частицы, включающие пыль, сажу, пыльцу и споры растений и пр., сильно различаются по размерам и составу. Они могут либо непосредственно содержаться в воздушной среде, либо быть заключены в капельках, взвешенных в воздухе (т.н. аэрозоли)…Примерно 50% частиц антропогенного происхождения выбрасывается в воздух из-за неполного сгорания топлива на транспорте, заводах, фабриках и тепловых электростанциях. По данным Всемирной организации здравоохранения, 70% населения, живущего в городах развивающихся стран, дышит сильно загрязненным воздухом, содержащим множество аэрозолей… Предполагается, что частицы размером менее 10 мкм наиболее опасны для здоровья человека; они настолько малы, что проникают через защитные барьеры организма в легкие, повреждая ткани дыхательных органов и способствуя развитию хронических заболеваний дыхательной системы и рака, осложняют протекание бронхитов и астмы и вызывают аллергические реакции. Накопление определенного количества мелких частиц в организме затрудняет дыхание из-за закупорки капилляров и постоянного раздражения органов дыхания. Летучие органические соединения (ЛОС) – это ядовитые пары в атмосфере. Они являются источником множества проблем, в том числе мутаций, нарушений дыхания и раковых заболеваний, и, кроме того, играют главную роль при образовании фотохимических окислителей: бензол, хлороформ, формальдегид, фенолы, толуол, трихлорэтан и винилхлорид. Основная часть этих соединений поступает в воздух при неполном сгорании углеводородов автомобильного топлива… Диоксид азота - оксид (NO) и диоксид (NO2) азота образуются при сгорании топлива при очень высоких температурах (выше 650о С) и избытке кислорода. В атмосфере оксид азота окисляется до газообразного диоксида красно-бурого цвета, который хорошо заметен в атмосфере большинства крупных городов. Основными источниками диоксида азота в городах являются выхлопные газы автомобилей. В значительных концентрациях диоксид азота имеет резкий сладковатый запах. В от-личие от сернистого ангидрида, он раздражает нижний отдел дыхательной сис-темы, особенно легочную ткань, ухудшая тем самым состояние людей, страдаю-щих астмой, хроническими бронхитами и эмфиземой легких. Диоксид азота повышает предрасположенность к острым респираторным заболеваниям, например пневмонии» [22]. Выводы: Автомобильная дорога по 2-ой Продольной вдоль ул. Ополченская дей-ствительно является серьёзным источником антропогенного загрязнения атмо-сферы. Таким образом, основной причиной снижения качества жизни растений и здоровья людей можно считать газопылевые выбросы транспорта. Может произойти необратимое изменение в экосистеме территории, прилегающей к автодороге по 2-ой Продольной, в том числе и территории МОУ СОШ № 1, нарушится ее устойчивость, если не принимать природоохранные меры. Рекомендации: - проводить в СМИ пропаганду пользования автобусами и троллейбусами; - ограничить проезд грузовых автомобилей в дневное время и рекомендовать вечер или раннее утро; - усилить контроль за техническим состоянием легковых автомобилей по выхлопам угарного газа и увеличить меру ответственности владельцев легковых автомобилей за нарушение норм; - пропагандировать использование газообразного топлива, так как выделяется значительно меньше вредных для здоровья веществ; - в период с поздней осени до ранней весны, когда на деревьях нет листвы, открывать окна в кабинетах для проветривания надо только на небольшой срок, тогда предполагаемая польза превысит потенциальный риск.
9. Методы исследования состояния атмосферы.
9.1. Наблюдение за внешним изменением состоянием растений. Метод биоин-декации.
Для оценки загрязнения окружающей среды в качестве биоиндикаторов используют мхи, лишайники, хвойные растения и некоторые виды покрытосеменных растений. Это могут быть как дикорастущие, так и культивируемые виды растений. Мы начали обследование пришкольной территории с осмотра растений и определения их видов. На изучаемой территории растут следующие виды деревьев: тополь, вяз, клён, ясень, акация, каштан, тутовник; и виды кустарников: вяз, тутовник, сирень.
При длительном и систематическом негативном воздействии загрязнённого воздуха на растения происходят два наиболее часто встречающихся типа изменения растений. Это на эффект острого воздействия, который проявляется как хлороз или некроз ткани листьев, опадание и свертывание листвы, искривление стеблей. И эффект хронического воздействия, при котором происходит замедление или прекращение нормального роста и развития растений, медленное увядание растения или его органов. Больные деревья теряют листву, у них часто отслаивается кора. При внимательном рассмотрении деревьев и кустарников на школьной и пришкольной со стороны дороги территории, мы заметили, что у многих растений наблюдается отслоение коры, поражение паразитическими грибами (см. фото 3, 4, 5). Можно пред-положить, что вероятные причины - это переуплотнение и засоление почвы, недостаток кислорода, повышенное содержание в воздухе оксидов азота. Определить состояние листьев на период исследования невозможно, т.к. зимне-весенний период. Известно, что хорошо знакомое каждому комнатное растение традесканция чувствительна к выхлопным газам. У неё окраска тычинок может меняться от синего до розового при увеличении в воздухе содержания некоторых газов, выбрасываемых дви-гателями внутреннего сгорания. В нашей школе во многих кабинетах растёт традесканция. И вот что мы выяснили при визуальном обследовании этих растений: у многих растений можно видеть изменяющуюся окраску тычинок. Вывод: на прилегающей к школе территории со стороны автомобильной дороги деревья посажены редко, на них нет лишайников, у них наблюдаются значительные повреждения коры ( см. фото 2, 6, 7 ), они заражены паразитическими грибами, следовательно, в большей степени вдоль дороги, в меньшей степени на пришкольной территории за школой, и в помещении школы проявляется вредное воздействие автовыбросов на растения, а значит и на людей тоже. Ухудшение состояния различных видов древесной растительности почти всегда определяется увеличением интенсивности транспортного потока, и связано с накоплением тяжелых металлов, солей, других вредных элементов в снеговом и дождевом покрове, затем в почве, а затем в растениях [приложение 2].
Из всех видов растений, которые растут на пришкольном участке и прилегающей к нему территории, тополь и вяз переносят загазованность тяжелее других деревьев, хотя эти растения представлены на обследуемой территории довольно широко. По наблюдениям и исследованиям ряда учёных [17] о повышенной концентрации загрязняющих веществ в придорожной полосе, больные и ослабленные растения можно определить по следующим признакам: - появление ослабленных деревьев и сухостоев среди преобладающих видов; - уменьшение размеров листьев; - преждевременное пожелтение и опадание листьев; - медленный рост дерева в высоту и в ширину; - появление некрозов на листьях; - возрастание повреждений деревьев грибами и насекомыми. Придорожная защитная полоса по ул. Ополченская не соответствует нормативным требованиям, потому что на исследуемом участке деревья посажены неравномерно, их очень мало, при визуальном осмотре кора повреждена. Газон теоретически есть, но практически он не выполняет своих защитных функций, и эстетически выглядит придорожная защитная полоса некрасиво (см.фото 1).
Рекомендации: продолжить наблюдение в весеннее-летний период за состоянием листвы и коры деревьев.

10. Методы очистки воздуха.
Давайте рассмотрим, каким образом «работают» зелёные насаждения. Пылевые частицы загрязненного воздуха, встречая на своем пути растения, выпадают среди зеленых насаждений под влиянием силы тяжести; часть пыли выпадает из воздуха, наталкиваясь на стволы, ветви и листья деревьев; значительное количество пыли задерживается на поверхности листьев. Запыленность воздуха среди зеленых насаждений в 2-3 раза меньше, чем на открытых территориях. Деревья и кустарники уменьшают запыленность воздуха в вегетационный период примерно на 42%, при отсутствии лиственного покрова - на 37%. А отсутствие ухоженного газона под деревьями значительно снижает осаждение пыли зелеными насаждениями, уменьшая их пылезащитную функцию в несколько раз. Кроны деревьев рассеивают выхлопные газы в верхние слои атмосферы, а листья поглощают газы через устьица и клеточную оболочку. Известно, что зеленые насаждения улавливают из атмосферного воздуха сернистый газ и накапливают его в виде сульфатов в своих тканях. Следовательно, растительность играет роль не только механического фильтра пыли, но и химического фильтра, например, для диоксида серы и ряда других газов. Таким образом, зеленые насаждения задерживают и рассеивают газопылевые выбросы, осаждают взвешенные частицы, регулируют кислородный баланс, создают оптимальный микроклимат территорий и благоприятно воздействуют через органы чувств (зрения, обоняния) на центральную нервную систему человека, улучшая его самочувствие. Кроме того, зеленые насаждения обладают фитонцидными свойствами, которые способствуют подавлению болезнетворных бактерий, содержащихся в городском воздухе. Летучие выделения растений убивают туберкулезную палочку, белый и золотистый стрептококк, гемолитический стрептококк, холерный вибрион и т.д. Бактерицидные свойства хвойных растений значительно сильнее, чем у лиственных. По данным ВОЗ на одного жителя города должно приходиться 50 м кВ зелёных насаждений.
Вывод:- необходимо увеличить количество древесных растений на пришкольной и школьной территории. - на пришкольном участке МОУ СОШ № 1 и прилегающей к нему территории наиболее продуктивным будет использование биологических методов очистки воздуха.
Рекомендации:
- провести глубокую обрезку деревьев и кустарников, - упорядочить расположение деревьев и кустарников согласно нормативам путём посадки новых растений; - высадить хвойные растения; - заложить новые газоны на подходящих для этой цели участках школьного двора, - засеять газон под деревьями со стороны автодороги по ул. Ополченская.
11. Уход за искусственной экосистемой школьного участка и пришкольной территории. Воздушная и почвенная среда придорожной территории резко отличаются от естественных условий, в которых формировались наследственные биологические свойства используемых для озеленения растений. Поэтому, если за зелёными насаждениями не ухаживать или ухаживать неграмотно, они не будут хорошо расти и, соответственно, приносить пользу в полном объёме. Правильное содержание зеленых насаждений предполагает обязательный полив, внесение удобрений, рыхление, мульчирование и утепление почвы, а также различные виды обрезки кроны. С помощью биологически активных веществ можно увеличить биомассу растений, повысить декоративность и устойчивость к болезням, вредителям и неприятным условиям произрастания. Биологически активные вещества должны быть не токсичны для объектов окружающей среды, не накапливаться в зеленых частях растений, обеспечивать безопасность для людей и теплокровных животных.
12. Заключение. Вывод: Проведённые исследования показали, что загрязняющие вещества в атмо-сфере (в том числе загрязнение атмосферы от автотранспортных выхлопов) оказывают негативное влияние на развитие растений, жизнь животных, здоровье людей. Искусственные экосистемы зелёных насаждений ТЗР неустойчивы и требуют систематического и серьёзного ухода. Зелёные насаждения пришкольной и школьной территории МОУ СОШ № 1 нуждаются в корректировке количества, видового разнообразия и расположения. Однако, в перспективе, при грамотном подходе к зелёным насаждениям, мы можем ожидать значительного улучшения качества атмосферы в Тракторозаводском районе г. Волгограда. Рекомендации: - разместить данную исследовательскую работу на сайте МОУ СОШ № 1, чтобы информацию могли получить все заинтересованные; - продолжить исследования по экологической безопасности в районе; - привлечь максимальное количество неравнодушных и заинтересованных людей для поддержания и восстановления зелёной зоны не только на пришкольной и школьной территории МОУ СОШ № 1, но и во всём Тракторозаводском районе.

13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений / Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский, М. А. Гуленкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
2. География и экология Волгоградской области: уч. пособие для ср. школы/ под ред. В. А. Брылёва. – Волгоград: Перемена, 2005.
3. Ермаков Д. С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. учимся решать экологические проблемы: метод. пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002.
4. Клауснитцер Б. Экология городской фауны : пер. с нем. – М.: Мир,1990.
5. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области: метод. пособие/ В. А. Сагалаев, А. Н. Сажин, С. М. Мусаелян, А. С. Рулев, В. М. Кретинин, В. Ф. Чернобай, А. А. Ярков, И. П. Чередниченко. – М.: Глобус, 2008.
6. Криксунов Е. А. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразова. Уч реждений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
7. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог: ОДМ 218.011-98/Росдорнии, Свердл. центр Росдорнии, Росгипролес, НПФ «Российские семена». - М., 1998. - 52 с.
8. Мониторинг состояния зеленых насаждений и городских лесов Москвы / Е.Г. Мозолевская, Н.К. Белова, Е.Г. Куликова и др. // Экология большого города: Альманах. Вып.2. Проблемы содержания зеленых насаждений в условиях Москвы. - М.: Прима-Пресс, 1997.
9. Ольховикова Н. Д.Экологические основы природопользования: курс лекций для студентов. – Волгоград: ВГЭТК, 2002.
10. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды: Учеб. пособие. - М.: Галактика, 2000.
11. Сергейчик С.А., Сергейчик А.А., Сидорович Е.А. Методы фитоконтроля за-грязнения природной среды. - Минск, 1991.
12. Сергеев В. С. Безопасность жизнедеятельности: Модуль 1: обеспечение без-опасности повседневной жизни и деятельности: рабочий учебник. – М.: Рос-НОУ, 2005.
13. Трофименко Ю. В., Лобиков А. В.. Биологические методы снижения автотранспортного загрязнения природной полосы: обзорная информация. – М.: МАДИ – ТУ, 2001.
14. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования: Учеб. для колледжей и средних специальных учебных заведений. – 2-е изд. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
15. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. - М.: Мир, 1997.
16. Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Ч. 1 / М.В. Немчинов, С.С. Шабуров, В.К. Пашкин и др. - М, Иркутск, 1997.
17. Экологический мониторинг: Метод, пособие / В.В. Снакин, М.А. Малярова, Т.Ф. Гурова и др. - М. РЭФИА, 1996.
18. Энциклопедический словарь-справочник. Окружающая среда. - М.: Прогресс-Пангеля, 1993.
Сайты:
19. http://school89.tgl.ru/content/rc/113
20. http://www.ecoindustry.ru/news/view/3895.html
21. http://www.pacificinfo.ru/data/cdrom/11/html/2_1_2_2.html)
22. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/03/1000392/1000392F.htm
23. http://www.prirodnadzor-volgograd.ru/index.php?menu=newsdate&newsdate=2010-11-11
24. http://www.ecolife.org.ua/laws/ru/17.php
25. http://www.consultant.ru/popular/okrsred/



Приложение 1.
Анкета по экологии.
«Диагностика уровня экологической культуры учащихся».
I. Мотивационный компонент.
1. Считаете ли вы, что охранять природу необходимо? (Да /Нет )
Почему? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какого человека называют «экологически образованным»? ¬¬¬-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Содержательный компонент.
3. Как вы понимаете, что такое:
Окружающая среда --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Экология--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Природа --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Экологический кризис --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Нравственно-ориентированный компонент.
4. О ком это сказано: «вы смотрите на самого опасного зверя на Земле, только он способен истребить целые виды животных». -------------------
Почему вы так думаете? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Если кто-то ломает ветку дерева, стреляет из рогатки в птицу, мучает кошку – можно ли сказать, что это наносит вред природе? (да/ нет)
6. В чём заключается хорошее и плохое влияние человека на природу? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Деятельностно-практический компонент.
7. Что вы можете реально сделать для охраны природы в своём районе? Городе? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Занимались ли вы когда-нибудь этой работой? (да /нет)
V. Эстетический компонент.
9. В праздник 8 Марта принято дарить цветы. Как вы думаете, чему была бы рада ваша мама: букету живых цветов или выращенному вами комнатному растению? Почему вы так думаете? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI . Нормы и правила поведения в природе.
10. Перечислите 10 правил поведения в природе:
1) ----------------------------------------------------------------------------------------
2) ---------------------------------------------------------------------------------------- 3) ----------------------------------------------------------------------------------------- 4)------------------------------------------------------------------------------------------
5)--------------------------------------------------------------------------------------- 6)------------------------------------------------------------------------------------------ 7)------------------------------------------------------------------------------------------ 8)----------------------------------------------------------------------------------------- 9)------------------------------------------------------------------------------------------ 10) ---------------------------------------------------------------------------------------
VII.Валеологический компонент.
11. Представьте, что вы – архитектор. Построили бы вы рядом с большой автомобильной дорогой жилые дома, школы, детские сады, больницы? (да/ нет) Почему? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12. Как вы понимаете, что такое:
здоровье--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------- качество здоровья
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
здоровый образ жизни ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Анализ анкетирования.
Данная анкета разработана на основе анкеты «Выявление уровня экологической культуры школьников методом анкетирования» [2].
Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры уча-щихся МОУ СОШ № 1 на основе 4 класса.
В анкетировании приняли участие 25 человек (8 % от общего количества всех учащихся школы).
Всего было предложено 12 вопросов. Вопросы были предложены разного уровня сложности - от репродуктивного до эвристического.
Название 4
компонента Класс
(25
чел.),
%
Мотивационный 62%
Содержательный 77%
Нравственно-ориентированный 35%
Деятельностно- не занимались 65%
практический природоохранной деят.
не знают, что делать 27%
Эстетический 62%
Нормы и правила затрудняются 12%
поведения в природе знают 88%
«Против» дороги 81%
Валеологический «За» дорогу 19%
«Не знают» 0%

Анализ мотивационного компонента показал, что 100% опрошенных считают, что охранят природу необходимо, но только 62 % понимают, почему это необходимо и важно.
Анализ ответов на вопросы содержательного компонента показал, что ребята обладают определённым набором знаний по экологии. 77% смогли ответить в общем, правильно на вопросы, но глубокими научными познаниями и умением устанавливать причинно-следственные связи обладают немногие.
Анализ ответов на вопросы нравственно-ориентированного компонента показал, что ребята 4 класса экологические убеждения только начинают для себя формировать, и им необходимо в этом помогать (35%). Деятельностно-практический компонент находится в стадии формирования, то есть природоохранной деятельностью теоретически согласны заниматься все, но 73 % не знают, что надо делать, а 65 % никогда этим, как они считают, не занимались.
У учащихся развито эстетическое чувство красоты и гармонии в природе (62%), но недостаточно развит творческий подход в общении с природой.
Нормы и правила поведения в природе 12% затруднились назвать, а 88% хотя и назвали, но довольно примитивно. Можем предположить, что экологические знания и навыки на практике эти ребята проявить не могут.
Анализ валеологического компонента показал, что 81% учащихся считают, что рядом с большой автодорогой нецелесообразно строить садики, школы, больницы, но обосновать свою позицию грамотно не смогли.
Вывод: у учащихся 4 класса МОУ СОШ № 1 средний уровень экологической вос-питанности.
Перспективная цель: полученные результаты исследования качества атмосферы пришкольной и прилегающей к ней территории оформить в презентацию, провести внеклассное мероприятий на эту тему. Для формирования деятельностно-практического компонента экологической культуры привлечь инициативные группы учащихся к озеленению школы.

Приложение № 2.
Загрязнение воздуха. Определение методом биоиндикации.
Цель: определить зависимость качества атмосферы от расстояния до авто-страды на примере исследования влияния загрязнённости снежного покрова на рост и развитие растений.
Оборудование:
1. Пластмассовые ёмкости для хранения воды
2. Пробоотборник (пластмассовая бутылка с отрезанным дном) – 2 штуки
3. Семена фасоли – 30 шт.
4. Луковицы – 3 шт.
5. Ёмкости для проращивания семян – 3 шт.
6. Ёмкости для проращивания лука – 3 шт.
7. Земля для ёмкостей с фасолью
8. Стол в тёплом месте для проращивания семян

Описание опыта:
Место и время проведения эксперимента: МОУ СОШ №1, 20 .03– 10.04. 2012 года.
География эксперимента: Оживлённая трасса – ул. Ополченская, напротив МОУ СОШ №1. Двор внутри школы № 1на расстоянии 100 метров от трассы.
Основные положения:
• Биоиндикаторы – живые организмы, которые реагируют на окружающую среду видимыми изменениями. В нашем опыте биоидикаторы – фасоль, лук.
• Антропогенные источники загрязнения атмосферного воздуха – это, то, что связано с деятельностью человека.
• Снежный покров – индикатор загрязнения атмосферных осадков.
Описание опыта:
I. Приготовили воду для полива.
1.Взяли пробу снега пробоотборником на расстоянии 1м от оживлённой трассы по улице Ополченской.
2.Взяли пробу снега пробоотборником на расстоянии 100м от автомобильной дороги по улице Ополченская во дворе МОУ СОШ №1.
3.Растопили снег в тёплом помещении.
4.Налили в ёмкость водопроводную воду и отстояли её.
II. Наблюдали за ростом и развитием растений фасоли.
1 Взяли проросшие семена фасоли 30 штук, разделили на 3 одинаковые части, и поместили во влажную почву на глубину 5-8 мм.
2 Поддерживали влажность почвы опрыскиванием (не заливать!) один раз в день.
3 Поливали:
- 1-ю водой из снега 1м от дороги
- 2-ю водопроводной водой
-3-ю водой из снега 100м от дороги
4 Ход роста и развития растений фиксировали в таблице 1.
Результат. Таблица 1. Наблюдение за ростом семян фасоли

Длина проростка (среднее) (см) Вода 1м от доро-ги Вода 100м от до-роги Водопроводная вода
20 марта (1 день) - - -
24 марта (4 день) 2 ростка 3 ростка 2 ростка
26 марта (6 день) 4 ростка [см. фото 16] 5 ростков [см. фо-то 16] 4 ростка [см. фото 16]
29 марта (9 день) 6 ростков≈5,5см [см. фото 20] 8 ростков≈8см [см. фото 20] 4 ростка≈8см [см. фото 20]
30 марта (10день) 6 ростков≈ 11 см 9 ростков≈9см 4ростка≈11 см
2 ростка прокл. Не растут
2 апреля (13 день) 6 ростков≈19см [см. фото 22] 9 ростков≈12см [см. фото 22] 6 ростков≈12 см
[см. фото 22]
5 апреля (16 день) 6 ростков≈18см [см. фото 25] 10 ростков≈16см [см. фото 25]
2 ростка больные 10 ростков≈17см
[см. фото 25]
10 апреля (21 день) 8 ростков≈18 см 8 ростков≈18 см
2 ростка погибли 10 ростков ≈26 см

III. Наблюдали за ростом и развитием лука.
1. Налили воду в ёмкости:
1-ю водой из снега 1м от дороги
2-ю водопроводной водой
3-ю водой из снега 100м от дороги
2. Поставили в ёмкости луковицы.
3. Ход роста и развития растений фиксировали в таблице 2.
Результат. Таблица 2. Наблюдение за ростом лука
Длина проростка (среднее) (см) Вода 1м от доро-ги Вода 100м от дороги Водопров. вода
20 марта (1 день) - - -
24 марта (4 день) Корешков 7шт≈0,7см [см. фото 12] Корешка 22шт≈1см [см. фото 13] Корешков 35шт≈1,5см [см. фото14]
26 марта (6 день) Корешков 7шт≈1см Корешка 22шт≈1,5см Корешков 35шт≈2см
29 марта (9 день) Без изменений [см. фото 19] Без изменений [см. фото 17] Без изменений [см. фото 18]
30 марта (10 день) Корешки ≈1см
Пера нет Корешки≈1,5см
Есть перо≈0,5 см Корешки≈4см
Есть перо≈0,5см
2 апреля (13 день) Корешки ≈3см
Пера нет Корешки≈3см
перо≈1 см(2шт) Корешки≈6см
перо≈1,5см(4шт)
5 апреля (16 день) Корешки ≈5см
Пера нет [см. фото 21] Корешки≈5см
перо≈3,5 см [см. фото 21] Корешки≈8см
перо≈3см [см. фото 21]
10 апреля (21 день) Корешки ≈8см
Пера нет [см. фото 24] Корешки≈10см
перо≈5 см [см. фото 24] Корешки≈10см
перо≈4см [см. фото 24]

Вывод: качество поливной воды, полученной из талого снега, взятого на расстоянии 1 м и 100 м от автодороги по ул. Ополченская низкое, т. к. растения, которые поливали этой водой существенно отставали в своём росте и развитии от растений, которые поливали водопроводной водой. Растения, которые поливали водой, полученной на расстоянии 100 м от автодороги росли и развивались несколько лучше и качественнее, чем те, которые поливали водой, полученной из талого снега, взятого на расстоянии 1 м. Следовательно, качество воды зависит от близости к автодороге: вблизи дороги загрязнённость выше. Воздух вблизи автомобильных дорог содержит много вредных для растений, а значит, и для здоровья человека, примесей.


Авторские права: Ефремова Н.О., учитель начальных классов


Пожалуйста, оцените конспект - Учебно-исследовательская работа по теме: «Оценка качества атмосферы в Тракторозаводском районе г. Волгограда методом биоиндикации».:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: antifonowa 25 августа 2012 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн